Top.Mail.Ru

Колумнистика

Анна Каллер

Популярный еврейский бренд

22.10.2010

Популярный еврейский бренд

22.10.2010

Сегодня выражение «тикун олам» (исправление мира) активно используется по отношению к любым добрым делам — будь то спасение котят или помощь голодающим детям Африки. Эти слова не утратили своей значимости, но от частого употребления стали заезженными. Многие играют терминологией, выхолащивая тем самым сущность. Исправление и совершенствование мира — красивая концепция, но не была ли она обесценена современной популистской риторикой?

Идея исправления мира уходит своими корнями в постбиблейскую литературу. В Мишне понятие тикун олам имеет социально-политическое значение, призывающее к ответственности по отношению к «слабо защищенным слоям населения»: бедным, сиротам, вдовам. Общинная жизнь во все времена подразумевала взаимопомощь и стремление к социальной справедливости. Современные левые — представители прогрессивного иудаизма и либерального истеблишмента — трактуют фразу из ежедневной молитвы летакен олам бемалхут Шаддай (исправить мир в царство Б-жие) как призыв евреев работать над совершенствованием мира во всех его проявлениях. В последние десятилетия эта концепция была подхвачена многими еврейскими организациями и взята на вооружение применительно к благотворительности, добрым делам и актам социальной ответственности.

Тикун олам стал универсальным лозунгом, который постоянно используют по самым разнообразным поводам — политическим, социальным, благотворительным.
Либералы выступают за конкретные действия, значение которых в большей степени обусловлено не еврейской, а общей моралью, и результат которых быстро становится очевиден. Волонтерская работа в благотворительных столовых на Рождество, сбор денег в поддержку Государства Израиль, обучение евреев Торе, сбор средств для больных раком, поддержка создания палестинского государства — все это и много другое, вместе и по отдельности, подается под соусом тикун олам. Очень часто под флагом тикун олам продвигаются идеи даже отдаленно не связанные с еврейством и иудаизмом. Барак Обама, выступая два года назад перед Американо-Израильским комитетом по общественным связям (AIPAC), заявил: «Время для тикун олам. Вы не можете закончить работу, но и не можете уклониться от нее». Тикун олам стал универсальным лозунгом, который постоянно используют по самым разнообразным поводам — политическим, социальным, благотворительным.

Такая позиция прогрессивно-либеральной общественности обычно вызывает недовольство традиционных еврейских слоев. Поскольку последние видят в этой концепции подмену и девальвацию смыслов. Хоть мы и находим в Вавилонском Талмуде в словах «мы помогаем беднякам других народов, как и бедным Израиля, и посещаем больных не евреев, как и больных Израиля, и хороним нееврейских мертвых, как и мертвых Израиля. Мы делаем это ради мира» (тр. Гиттин, 61а) подтверждение открытости концепции тикун олам, все же традиционный иудаизм побуждает трактовать этот термин в первую очередь во внутриеврейских смыслах. И, согласно классическому представлению, исправлять этот мир нужно в первую очередь путем изучения Торы и исполнения заповедей. Ведь исправление мира, происходящее на метафизическом уровне, влечет за собой исправление и мира материального (хотя мы и не видим моментального эффекта от зажженных субботних свечей или надетых тфилин). Это абстрактное понимание не вписывается в либеральные теории малых дел.

Считается, что Всевышний создал мир незавершенным — для того чтобы человек мог, выполняя Б-жественное предназначение, исправить этот мир и завершить процесс Творения. При этом дорога исправления индивидуальна...

В XVI веке известный каббалист рабби Ицхак Лурия Ашкенази придал понятию тикун олам дополнительный новый смысл. Он объяснил, что после грехопадения Адама искры святости разлетелись по миру. И работа человечества заключается в том, чтобы собрать эти рассеянные искры святости. То есть каждый человек должен совершать свою личную «исправительную работу». Исправляя мир, человек становится партнером Творца по мирозданию, но у каждого своя функция в этой работе. Так с религиозной точки зрения, знание о едином Б-ге и Семи законах Ноевых сынов — необходимый минимум, возложенный на человечество. Обрезание на восьмой день тоже является актом завершения Б-жественной работы, указанный евреям в Торе.

Считается, что Всевышний создал мир незавершенным — для того чтобы человек мог, выполняя Б-жественное предназначение, исправить этот мир и завершить процесс Творения. При этом дорога исправления индивидуальна: у одних соблюдение Шаббата, у других — помощь ВИЧ-инфицированным. Поэтому не нужно популистских рассуждений о действиях других, у каждого своя дорога и своя функция в исправлении мира. Нужно просто делать добро, ведь любые действия, будь то материальные дела или духовная работа, важнее бесконечных рассуждений.

     

Автор о себе:

Родилась в Москве. К 23 годам закончила Высшую Школу Экономики: получила степень магистра психологии.

Некоторое время жила и училась в Лондоне. По возвращении работала на телевидении и принимала участие в различных волонтерских и благотворительных проектах.

С самого детства и по сей день активно и плодотворно участвую в еврейской жизни Москвы.





Мнение  редакции и автора могут не совпадать
{* *}