Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Евреи Ее Величества

20.05.2011

Евреи Ее Величества

20.05.2011

Как-то, будучи в гостях у семьи знакомых лондонских евреев, в перерыве между основным обедом и десертом я прохаживался вдоль книжных полок. Мой вгляд привычно скользил по узнаваемым книжным переплетам книг по иудаике и английской литературе, и вдруг совершенно неожиданно я заметил кириллицу. Присмотревшись повнимательнее, я разглядел до боли знакомые из прошлой жизни томики полного собрания сочинений Антона Павловича Чехова. «Неужели больше нечем было заполнить брешь на книжной полке?» — язвительно подумал автор этих строк. Хозяин дома, оценив мое искрометное чувство юмора, все же поведал, что приходится внучатым племянником Борису Пастернаку, свободно владеет русским языком и может читать классика в подлиннике.

Родственников великих русских поэтов мне более не доводилось встречать, но связь еврейской общины Великобритании с Россией просматривается довольно четко. Подавляющее большинство евреев Соединенного Королевства — потомки еврейских эмигрантов из Российской империи, попавших на остров в начале прошлого столетия. И хотя в том же Израиле сегодня чуть ли не у каждого второго бабушка тоже либо из Пинска, либо из Минска, однако современные израильтяне  при этом редко могут рассказать что-то вразумительное об истории своей семьи. Британские же евреи весьма хорошо знают свои генеалогические древа и при случае с гордостью вспоминают предков, на удивление правильно произнося неблагозвучные для англоязычного человека названия местечек, где родились их дедушки и бабушки.

Характерной чертой представителей местной еврейской общины в первую очередь является то, что они считают себя подданными Ее Величества и полноправными гражданами Соединенного Королевства, затем уже представителями еврейского народа и только потом все остальное.
На этом, честно говоря, вся связь евреев Великобритании с российским еврейством и заканчивается. Характерной чертой представителей местной еврейской общины в первую очередь является то, что они считают себя подданными Ее Величества и полноправными гражданами Соединенного Королевства, затем уже представителями еврейского народа и только потом все остальное. За более чем два года жизни в Лондоне я с большим интересом изучал эту общину, не похожую на те, с которыми мне приходилось общаться раньше, и хочу поделиться своими наблюдениями.

Прежде всего, об отношении ко мне лично. После двух лет борьбы я смирился с тем, что для местной общины я — русский. Никакие увещевания, что пятнадцать лет жизни в еврейском государстве превратили меня в израильтянина до мозга костей, не возымели действия. Как-то в доме нашего раввина праздновался Ту би-Шват. Дело было после страшного пожара на Кармеле, и кто-то из присутствующих рассказал, как встретил у Стены плача в Иерусалиме российских пожарных, прилетевших в Израиль для оказания помощи в тушении пожара. Все присутствующие тут же повернулись в мою сторону и одобрительно закивали головой. До меня только через несколько минут дошло, почему гости раввина обратили свои взоры именно на меня... В отличие от Израиля, США или Германии, здешние общины не разбалованы присутствием русскоязычных евреев, а израильтян здесь хоть отбавляй. Так что ради благополучия местных евреев придется мне побыть русским.

Подавляющее большинство евреев Великобритании живут в столице. В Лондоне евреи чувствуют себя хорошо, особенно в северной его части, где с конца 50-х годов прошлого века сконцентрировано большинство еврейского населения города. В прошлом году мы были приглашены на празднование Рош а-Шана в одну замечательную еврейскую семью. Сидя за праздничным столом, мы с огромным удовольствием слушали байки и сплетни, столь типичные для любой еврейской семьи, не важно в какой стране. Одна из родственниц хозяев рассказывала, как накануне праздника ей (о, ужас!) задержали доставку продуктов из одной продуктовой сети. Жалобы менеджеру ни к чему не привели, и тогда она позвонила знакомому репортеру местной еврейской газеты Jewish Chronicle. «Эта торговая сеть подставила всю еврейскую общину северного Лондона в моем лице», — заявила родственница. Через пару часов ей уже звонили из дирекции самой сети и извинялись — с еврейской общиной в северном Лондоне торговые сети предпочитают не ссориться.

Я бы назвал отношение местной общины к Израилю так сказать «пассивным сионизмом». Горячая поддержка Израиля в разговорах, на общинных мероприятиях и в публикациях еврейских СМИ не находит своего выражения в публичных акциях, выходящих за рамки общины.
Кстати, о Jewish Chronicle. Уровень влияния этой старейшей еврейской газеты в местной общине сравним лишь с влиянием газеты «Правда» на население СССР в застойные времена. И если в газете о чем-то не написали — значит, этого просто не было. Тираж газеты относительно небольшой, чуть более 40 тысяч, но каждый номер читают всей семьей, а семьи здесь, относительно среднестатистической европейской, довольно большие. Причем газету читают несколько поколений: бабушки, родители, дети. Однажды я проводил семинар по связям со СМИ для руководителей еврейских некоммерческих организаций Лондона. Семинар вели двое — редактор самого читаемого еврейского блога США и главред той самой Jewish Chronicle. Американский блогер чувствовал себя неуютно — вопросы присутствовавших шли исключительно в адрес его печатного коллеги. То, что происходит в самой большой и влиятельной еврейской общине диаспоры, для островитян не актуально. Актуально то, что про них написали в Jewish Chronicle.

Еврейская газета Великобритании дает отличное представление о настрое общины. Половина страниц каждого выпуска посвящена Израилю: как тому, что происходит в самом еврейском государстве, так и событиям в Соединенном Королевстве, имеющим отношение к Израилю. Связь еврейской общины с Израилем — очень тесная. В США более половины лидеров еврейских организаций никогда не бывали в Израиле. Здесь же трудно будет найти еврейскую семью, которая хотя бы раз не побывала на исторической родине, — Лондон намного ближе к Израилю, чем Нью-Йорк.

Однако я бы назвал отношение местной общины к Израилю так сказать «пассивным сионизмом». Горячая поддержка Израиля в разговорах, на общинных мероприятиях и в публикациях еврейских СМИ не находит своего выражения в публичных акциях, выходящих за рамки общины. Институтов, подобных AIPAC в США, лоббирующих интересы Израиля в государственных структурах, в Великобритании просто нет. Есть несколько сотен еврейских организаций, покрывающих весь спектр еврейской деятельности: от помощи выжившим в Холокосте до помощи нелегальным иммигрантам. А произраильского лобби нет. Почему? Я слышал несколько версий на эту тему. Еврейская община Великобритании, насчитывающая около 250 тысяч человек, несопоставима по своей численности с многомиллионным мусульманским населением острова, что вызывает у местных евреев неподдельный страх.

Из числа тех смельчаков, кто все же решает перебраться на Землю Обетованную,  чуть ли не половина возвращается назад. Уроженцам Великобритании, с детских лет строго приученным к строгим правилам и процедурам, непросто прижиться к атмосфере «тотальной импровизации» в Израиле.
Тем не менее, общинная структура здесь очень развита. Есть еврейский парламент, Board of Deputies, который официально представляет еврейскую общину перед властями. Есть бесчисленное множество обществ, товариществ, некоммерческих организаций, существующих исключительно на пожертвования активистов. Вообще, культура благотворительности в Великобритании чрезвычайно развита. Наверное, сложно будет найти здесь еврея, который не жертвовал бы свои средства на какие-то еврейские нужды. Кто-то жертвует сотни фунтов, кто-то перечисляет несколько фунтов от своей пенсии. Очень много пожертвований собирается на нужды Израиля.

Цифры репатриации из Великобритании невелики. Из числа тех смельчаков, кто все же решает перебраться на Землю Обетованную,  чуть ли не половина возвращается назад. Уроженцам Великобритании, с детских лет строго приученным к строгим правилам и процедурам, непросто прижиться к атмосфере «тотальной импровизации» в Израиле. Зато здесь очень развита система еврейского образования: средние школы различных направлений, воскресные школы. Уровень знания еврейской культуры и традиции среднестатистического еврея здесь на порядок выше уровня знаний выпускника израильской светской школы.

У евреев Великобритании свой, непохожий на другие общины, уклад жизни. Его можно принимать или не принимать, но, очевидно, подданным Ее Величества виднее, каким образом обустроить свою жизнь. Могу сказать одно: живя здесь, я увидел настоящую еврейскую общину с институтами самоуправления и взаимопомощи, с собственными традициями, лидерами и внутренними склоками. В России под словом «община» нередко подразумевают многочисленные еврейские организации, конкурирующие между собой за пальму первенства и денежные средства. Понятие еврейской общины в классическом смысле в России только формируется. Здесь же у общины существуют свои многовековые традиции, познакомиться с которыми мне и выпала честь.

 
Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. С 2003 году веду блог в Живом Журнале.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}