Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Израилю нужны «лайки»

05.07.2011

Израилю нужны «лайки»

05.07.2011

Евреев никто не спрашивает, имеют они отношение к Израилю, или нет. Среднестатистический еврей в диаспоре может ни разу в жизни не побывать на исторической родине, не иметь там ни друзей, ни родственников, не интересоваться тем, что там происходит — и все равно ему придется отдуваться за Израиль, хочется ему этого или нет.
 
Рекордная волна антисемитских акций, прокатившаяся по миру и особенно по Европе после операции в Газе в 2009 году, — последний тому пример. Общественное мнение лишило евреев права выбора на принадлежность к Израилю. Не говоря уже о том, что в глазах врагов Израиля евреи — это абсолютно легитимная цель (теракты против евреев в Буэнос-Айресе, Стамбуле, нападения на синагоги во всем мире — тому пример). Но если бы в отношении самих евреев к Израилю все было так просто, как это кажется нашим врагам, то мы бы не были евреями. «Когда в товарищах согласья нет» — это о нас вообще и об отношении евреев к Израилю в частности. Абсолютная поддержка Израиля, полная индифферентность, «комплекс вины» и желание искупить эту вину посредством нападок на Израиль — весь спектр возможных позиций налицо.
 
Большинство лидеров американских еврейских общин и организаций ни разу не были в Израиле. Но они хотя бы поддерживают его у себя дома. В остальных еврейских общинах ситуация не столь однозначная.
Можно проследить разное отношение к Израилю у разных еврейских общин диаспоры. Американская еврейская община — традиционно самая произраильская. Там произраильское все: сбор средств на нужды еврейского государства, влиятельное произраильское лобби (AIPAC), миссии солидарности и многое другое. Правда, я видел статистику, согласно которой большинство лидеров американских еврейских общин и организаций ни разу не были в Израиле. Но они хотя бы поддерживают его у себя дома. В остальных еврейских общинах ситуация не столь однозначная. Поддержка Израиля существует, но больше на словах, чем на деле. Поддержка Израиля на словах тоже бывает разной. Можно прийти на вечер солидарности с Израилем, проводимый где-нибудь в помещении еврейской организации, а можно устроить публичную акцию поддержки и заявить о своей позиции открыто и во всеуслышание. Эффект последнего шага намного сильнее. Вопрос Александра Галича: «Можешь выйти на площадь? Смеешь выйти на площадь?» актуален, как никогда. Во время антитеррористической операции в секторе Газа в маршах солидарности с Израилем участвовали сотни тысяч евреев Северной Америки и Европы. В Москве на разрешенный митинг в поддержку Израиля пришли от силы два десятка человек.
 
Тонкий момент: означает ли поддержка Израиля безоговорочное согласие со всем, что делает еврейское государство? Глава Всемирного еврейского конгресса Рон Лаудер недавно выступил с резкой критикой позиции премьер-министра Беньямина Нетаниягу. Это поддержка или нападки? Мне хочется верить, что абсолютное большинство евреев желают Израилю мира и процветания, но каждый из нас видит этот мир и процветание по-своему. Точно так же и у израильтян существуют совершенно разные, порой диаметрально противоположные взгляды на будущее своей страны. Мне думается, что еврей может не соглашаться с тем или иным шагом Израиля, с политиками, с действиями правительства, и это легитимно. Но абсолютно нелегитимно участие в акциях, наносящих Израилю непосредственный вред. В первую очередь я говорю об антиизраильских бойкотах.
 
Евреи есть не только среди участников и ярых пропагандистов, но и среди непосредственных инициаторов антиизраильских бойкотов... Очевидно, пресловутый «комплексе вины» евреев диаспоры перед окружающими и желание замолить свои грехи антиизраильской деятельностью толкают их на это.
Не секрет, что евреи есть не только среди участников и ярых пропагандистов, но и среди непосредственных инициаторов антиизраильских бойкотов. Я теряюсь в догадках: чего хотят добиться эти люди? Очевидно, пресловутый «комплексе вины» евреев диаспоры перед окружающими и желание замолить свои грехи антиизраильской деятельностью толкают их на это.

Что важно в поддержке Израиля? Очень важно участвовать в акциях солидарности в Интернете. Кажется, что это легче всего: лежишь дома на диване, нажимаешь кнопочку «лайк» (или «мне нравится») — и дело в шляпе. Но сегодня общественное мнение формируется прежде всего в виртуальном пространстве, куда с улиц и площадей переместились диспуты и баталии. Так что сейчас Израилю каждый «лайк» — в строку. Не менее важно участие в массовых акциях солидарности: пикетах, маршах, демонстрациях. Хотя массовость — это не всегда главный критерий, иногда и один в поле воин. Все помнят клип с еврейским подростком, который, взяв израильский флаг, пошел в гущу арабских демонстрантов, чтобы заявить о поддержке Израиля.

Однако есть еще способ, доступный всем: говорить об Израиле с теми, кто нас окружает. Зачастую мы пытаемся убедить убежденных — все наши попытки поддержать Израиль не выходят за рамки еврейского круга. Конечно, гораздо легче говорить об Израиле среди его потенциальных сторонников, хотя и среди евреев можно нарваться на такую враждебность, которой позавидовали бы и наши враги. В январе 2009 года я присутствовал на брифинге посла Израиля в Великобритании. Речь как раз шла об информационной поддержке действий еврейского государства. Рядом со мной сидел молодой израильский офицер, находящийся на учебе в Лондоне. Во время обсуждения он привел простой пример: на уроках английского языка, вместо того чтобы беседовать на отвлеченные темы, офицер говорил со своим преподавателем об Израиле. На первый взгляд, банально и даже странно. Но вокруг каждого из нас есть множество людей, которые не владеют полной картиной событий. Получая информацию исключительно из СМИ, они, мягко говоря, не имеют полного представления о происходящем в Израиле. Именно эти люди в конечном итоге и формируют общественное мнение. Мнение, благодаря которому Израиль оказался в списке самых ненавистных стран мира, наряду с Ираном.

Сегодня общественное мнение формируется прежде всего в виртуальном пространстве, куда с улиц и площадей переместились диспуты и баталии. Так что сейчас Израилю каждый «лайк» — в строку.
Не надо устраивать политинформаций или вести себя как пропагандистские комиссары. Нужно просто рассказать о своем отношении к Израилю, представляя их вниманию еще одну точку зрения. Это могут быть однокурсники, коллеги, друзья или просто водитель такси или парикмахер. Поднимая тему своего отношения к Израилю, вы можете заставить этих людей задуматься. В настоящий момент большинство людей в мире воспринимают Израиль крайне негативно. Это большинство складывается из отдельно взятых людей. Меняя мнение одного человека, вы влияете на ситуацию в целом.

Сегодня Израилю нужна эта поддержка как никогда раньше. Всевозможные флотилии и прочие попытки делегитимизации Израиля — это лишь прелюдия. Правители стран-соседей стремятся направить акции протеста своих граждан против Израиля, тем самым выводя из-под удара свои тоталитарные режимы. В сентябре, если палестинцы все же решатся на одностороннее провозглашение независимости, Израиль окажется перед лицом реальной угрозы международной изоляции.

Израильская армия и силы безопасности готовятся к защите границ, к подавлению беспорядков, провокаций, к боевым действиям на нескольких фронтах. Не уверен, что те, кто должен довести позицию Израиля до мировой общественности, готовятся с той же интенсивностью. Не уверен в этом потому, что всякий раз, когда в последние годы израильская армия одерживала победу, израильские пиарщики умудрялись превратить эту победу в поражение на информационном поле.

Если вы считаете, что происходящее в Израиле имеет отношение и к вам, задайте себе вопрос: что я могу сделать?

 
Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет  публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на  факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме.
После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах. 
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца  2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. С 2003 году веду блог в Живом Журнале.

Мнение редакции и автора могут не совпадать
{* *}