Top.Mail.Ru

Колумнистика

Юлия Меламед

Спам Победы

08.05.2012

Спам Победы

08.05.2012

Вчера друг рассказал, как его трехлетнюю дочь вместе со всей ее группой в садике два часа промурыжили в зале — готовили к какой-то церемонии ко Дню Победы. «Ума не приложу, что они вообще могли таким детям объяснить про ту войну. Что они им говорили-то?!» — удивляется друг. Его дочка важно сидит сзади в детском автокресле. Она очень гордится тем, что уже три раза была в садике. Она умеет вообще не слушать, когда ей неинтересно.

В этом году детей втягивают в акцию «Великий День Победы» гораздо более активно, чем когда-то нас наши советские учителя. Вот хит Фейсбука от Марины Лиллевяли о торжественной линейке в школе, где учится ее дочь: «Девятилетние дети к празднику должны принести для ветеранов войны продуктовые наборы... Это в стране, которая купается в нефтедолларах! А потом детей учат патриотизму на парадах, ради которых перекрывают полгорода, и после которых ремонтируют за недетские деньги улицы столицы. Ну как жить в такой стране? Купила и собрала головку сыра, паштеты в банках, чай, конфеты, печенье. Завтра ребенок вручит это все защитникам Отечества, которые доживают свою героическую жизнь, как последние бомжи». Автор никак не ожидала такой бурной реакции на свой текст. У него 200 перепостов. Его процитировали сайты «Эха Москвы» и радио РСН. Настолько он попал в резонанс с нашими общими впечатлениями от праздника и от того, что вокруг.

В советское время празднику приходилось не лучше: он тоже был формальным, чиновничьим, принудительным. Война была отдельно, праздник — отдельно. Кто бы спорил, осмысление трагедии и победы — вещь для национального сознания немаловажная. Но то, что делается у нас с Девятым мая, препятствует осмыслению.
В этом году Девятое мая в России пройдет слегка спутанно, потому что его немного затмили митинги протеста, инаугурация, зачистка центра Москвы от мирных людей, салки ОМОНа и белоленточников. В этом году сосредоточиться на Дне Победы сложнее, чем обычно. Именно поэтому нас особенно старательно на нем сосредотачивают.

В этом году Девятое мая — это возможность соорудить день гордости посреди большого недоумения. Боюсь, что белые ленты на День Победы-2012 останутся в памяти несколько более отчетливо, чем ленты георгиевские... А ведь движение георгиевских лент как раз и создавалось в противовес таким вот белым лентам или им подобным. Движение возникло в 2005 году, чтобы подрумянить щечки нашей национальной идее.

Теперь символ праздника — георгиевская ленточка, символ путаный, к ВОВ никакого отношения не имеющий. Награды с георгиевской лентой не использовались в нашей армии после 1917 года. Но с госсимволикой у нас давно полная чехарда: как известно, флаг имперский, герб царский, гимн сталинский, а резиденцией президента нашего демократического государства является средневековая крепость.

Сегодня георгиевские ленточки принудительно повязывают на продукты питания в магазинах, а на телефон и электронную почту рассылается массированный спам с предложениями получить, или купить (что противозаконно) георгиевскую ленту или переслать ее в качестве ММС всего за шесть рублей. Организаторами акции обычно выступают «Наши» и «Единая Россия». Из-за чего многие отказываются принимать участие «в кремлевском флеш-мобе» и обзывают акцию «бюрократизацией памяти».

Даже евреи, репатриировавшиеся из СССР и России в Израиль, ничего не знают о Холокосте. И не отмечают День памяти жертв Катастрофы, зато 9-го мая ритуально повторяют все, что совершали когда-то в Советском Союзе. Они почему-то переживают эти события как совершенно отдельные.
Надо сказать, что и в советское время празднику приходилось не лучше: он тоже был формальным, чиновничьим, принудительным. Война была отдельно, праздник — отдельно. Кто бы спорил, осмысление трагедии и победы — вещь для национального сознания немаловажная. Но то, что делается у нас с Девятым мая, препятствует осмыслению.

Страна до сих пор не может определиться, что же за событие мы празднуем? Воевал ли народ за Сталина, который еще за пять минут до начала войны не разлей вода дружил с Гитлером? Или же лозунг: «За Родину! За Сталина!» сильно преувеличен? Сколько все-таки людей погибло? Это все важные вопросы... С самого начала этот военный праздник находился в окружении идеологических и словесных ловушек, не позволяющих понять суть.

Я лично видела, как вот под эту песню маршируют сегодня ветераны ВОВ: «Сталин — это наше, корневое. // Это русский радионапев. // Это — уважение к героям, // А к врагам — презрение и гнев! С Ним навеки роты фронтовые, // Где солдат солдату друг и брат. // Он их вел сквозь бури огневые, // С ними шел под грохот канонад. // Сталин — это знаковое имя // В грозный час сплотившее народ, // Это воля Матери-России, // Разгромившей чужеземный сброд! // Сталин — это музыка Победы»... На какой войне воевали эти люди, принявшие такие песни в качестве своего гимна?

Даже евреи, репатриировавшиеся из СССР и России в Израиль, ничего не знают о Холокосте. И не отмечают День памяти жертв Катастрофы, зато 9-го мая ритуально повторяют все, что совершали когда-то в Советском Союзе. Они почему-то переживают эти события как совершенно отдельные.

Государство Израиль лучше других умеет взаимодействовать с настоящими чувствами и настоящей памятью. Йом а-Шоа (День Катастрофы) и Йом а-зикарон (День памяти павших воинов Израиля) — лучшие в мире проекты памяти (прошу прощение за слово «проект»). В эти дни минута молчания останавливает всю страну, и люди замирают там, где их застала сирена. А в комментариях к фотографиям под этой акцией вижу бесконечные «горжусь», «горжусь» евреев, которые живут по всему миру.

А в музее «Яд Вашем» находится Зал Имен, где под большим куполом собраны имена уничтоженных. Часто — это единственный памятник им. «Пока ещё не поздно, пока ещё живы те, кто помнит их имена, “Яд Вашем” просит присоединиться к этой святой миссии и внести имена погибших». Ты не сразу понимаешь, почему это важно, и насколько это важно...

Сопоставлять Девятое мая и израильские дни памяти не вполне корректно. Дело даже не в том, что это события разного масштаба и разного знака — за ними стоят принципиально непохожие события. Потому что в Израиле это дни памяти погибших. Ведь Государство Израиль не отмечает дни побед. Победы в Шестидневной войне, в Войне Судного дня и все остальные — не отмечаются.
Когда я уговорила маму написать заявку для Зала Имен, чтобы занести в список имя и фамилию погибшей в Бобруйске маминой тетки, когда мама, с трудом вспомнив, извлекла на свет имя той, которую расстреляли просто за то, что была еврейкой, когда она, долго отнекиваясь, наконец сказала: «Ее звали Хися, Хися Шейнина», — случилось что-то странное и, видимо, магическое. Я заранее готовлюсь к тому, что не смогу это объяснить, но имя, извлеченное на свет, что-то произвело в нас. Я тут же отчаянно зарыдала, что-то почувствовав, но не поняв, что именно. Заявку я оформила и послала. Не сомневаюсь, что ее имя появится в Зале Имен. В следующий приезд посмотрю. «И дам Я им в доме Моём и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам ему вечное имя, которое не истребится» (Книга пророка Йешайяу, 56:5)

Сопоставлять Девятое мая и Йом а-Шоа или Йом а-зикарон не вполне корректно. Дело даже не в том, что это события разного масштаба и разного знака — за ними стоят принципиально непохожие события. Потому что в Израиле это дни памяти погибших. Ведь Государство Израиль не отмечает дни побед. Победы в Шестидневной войне, в Войне Судного дня и все остальные — не отмечаются. И хотя Бен-Гурион доказывал, что День памяти жертв Холокоста необходимо приурочить к дню восстания в Варшавском гетто, все-таки было принято другое решение.

Это в чем-то совпадает с пониманием Memorial day, Дня Памяти в Штатах, когда страна чтит память погибших во всех войнах 19-21 веков.

Я вовсе не хочу сказать, что в России надо срочно переделать День Победы в День Памяти. Но что-то определенно нужно переосмыслить. Наши родители и деды в большинстве своем прожили ужасную жизнь, прошли страшную войну. Георгиевская ленточка к их судьбе как-то не привязывается.

Автор о себе:
 
Режиссер, сценарист, журналист. Сняла около 30 документалок. Не без международных призов. Нью-Йорк, в частности, признал мою работу «лучшим историческим фильмом». Короткометражка «Один» выиграла в 2011 году на Шанхайском международном кинофестивале. Работала на всех федеральных каналах отечественного телевидения в наши лучшие с ним годы. По базовому образованию логопед. Написаны роман и повесть. Роман «В ночь с понедельника на пятницу» можно выловить в Интернете. Училась в Еврейском университете в Москве. В Израиль езжу каждый год. Как год проходит — подступает тоска, и билет как-то сам покупается: значит, пора.
 
 
 
 
Мнение редакции и автора могут не совпадать

{* *}