Top.Mail.Ru

Колумнистика

Семен Довжик

Выборы от противного

13.03.2015

Выборы от противного

13.03.2015

«Выборы не должны быть честными, они должны быть частыми». Эта сакраментальная фраза принадлежит израильскому режиссеру Саше Клайну, человеку профессиональному, в нужной мере циничному и острому на язык. Все, кому довелось с ним работать, эту фразу запомнили и при случае с удовольствием повторяют. Под этим девизом, пожалуй, охотно подписались бы и те, чьими руками делаются избирательные кампании: политтехнологи, пиарщики, рекламщики, копирайтеры и иже с ними. Ведь предвыборная пора для этой братии как Олимпиада для спортсменов, возможность и себя показать, и с другими посоревноваться, и серьезно поправить свое финансовое положение. И в этом смысле мастерам политического пиара в Израиле не на что сетовать: выборы в этой стране действительно частые, есть где разгуляться. 

Однако в этом году их ждал сюрприз в виде совершенно неожиданно появившихся конкурентов. В предвыборную борьбу нежданно-негаданно включились… журналисты. Причем как по отдельности, так и целыми СМИ, включая даже издателей. Вообще-то задача прессы состоит в том, чтобы беспристрастно отражать происходящее, формируя для читателя объективную картину событий и представляя его вниманию различные точки зрения. 

Израильские акулы пера и телекамер с охотой сбросили с себя оковы профессиональной этики и с головой окунулись в предвыборные бои без правил. Причем разборки шли уже не только за или против конкретных кандидатов, но и непосредственно между самими СМИ.
Но то ли ставки на сей раз оказались слишком высоки, то ли иссякла уже вся беспристрастность израильские акулы пера и телекамер с охотой сбросили с себя оковы профессиональной этики и с головой окунулись в предвыборные бои без правил. Причем разборки шли уже не только за или против конкретных кандидатов, но и непосредственно между самими СМИ. Девиз этого сезона: цель оправдывает средства. Шум и треск, а главное, скверный запах от этих баталий стоит такой, что никаким черным пиарщикам не снилось. Ох, как неприятно будет потом вспоминать эти дни многим из моих коллег!

Однако и пиарщики-политтехнологи оказались не лыком шиты. Быстро оправившись от шока, они сконцентрировались на подготовке предвыборных видеороликов. Вот где нашелся выход кипучей энергии, изобретательности и традиционной израильской наглости! Если в анналы истории и попадет что-то из нынешней избирательной кампании, то эти ролики. Какая там предвыборная платформа, какие политические программы
— кто об этом вообще помнит? А вот ролики запомнили все. Банальные, скандальные, эпатажные о них, а не о самих выборах, делали репортажи зарубежные СМИ. Неистово выплясывающая на свадьбе лидер МЕРЕЦа Захава Гальон, наведывающийся в гости к избирателям Биньямин Нетаниягу, загримированный под тель-авиского хипстера Нафтали Беннет, стоящая на промозглом ветру в окружении лидеров «Сионистского лагеря» Ксения Светлова и так далее. Судя по тому, сколько сил и средств было вложено в этот предвыборный креатив, израильтяне всерьез могут рассчитывать на следующий «Оскар».

Гораздо правильнее было бы предложить избирателям отбирать тех кандидатов, которые им противны чуть меньше, чем остальные. И наоборот, отсеивать тех, кто обрыднул больше других. Читая предвыборные обещания, отсекать тех, чья ложь кажется более наглой, чем ложь соперников.
Не остались без работы и израильские сатирики. Это вообще очень востребованная в Израиле профессия, наряду с журналистами и психоаналитиками. А уж в предвыборную пору сатирики работают в усиленном режиме. Материал, что называется, сам просится в руки. Ну как можно было пройти мимо теледебатов, для участия в которых в студии собрались лидеры всех политических партий, за исключением разве что двух претендентов на пост главы правительства! Иврит нужно выучить только для того, чтобы понимать эти бесподобные юмористические сценки и монологи. Причем сатирики, в отличие от журналистов, в своем деле абсолютно беспристрастны, они лихо перебирают косточки представителям всего политического спектра, справа налево и слева направо.

Видеоролики и сатира
это, конечно, хорошо, но выборы уже на носу, а значительное число избирателей все никак не определится, кому отдать свой голос. Да и те, кто вроде как определился, тоже не могут похвастать твердостью своего решения, судя по меняющимся каждую неделю результатам опросов. На помощь, как это часто бывает в тупиковых ситуациях в Израиле, пришли технологии. Был создан специальный интернет-сайт, являющийся своеобразным «путеводителем растерянных». Работает он по весьма незамысловатой схеме: отвечая на различные вопросы, пользователь раз за разом сужает выбор и в конце концов находит того политика, который соответствует его ожиданиям больше других.

Пиарщики и копирайтеры могут сколько угодно изощряться в креативе и агитпропе, но им не под силу превратить серого и завравшегося политика-популиста в национального лидера. Лидера, способного заслужить доверие, не прибегая ни к искрометным видеоклипам, ни к выливанию ушатов грязи на конкурентов.
Сайт, разумеется, полезный, а вот алгоритм отбора весьма спорный. Гораздо правильнее было бы предложить избирателям отбирать тех кандидатов, которые им противны чуть меньше, чем остальные. И наоборот, отсеивать тех, кто обрыднул больше других. Читая предвыборные обещания, отсекать тех, чья ложь кажется более наглой, чем ложь соперников. То есть, что называется, выбрать лучшего из худших.

Вечером 17 марта одна половина израильтян будет ликовать, а другая
рвать на себе волосы, грозясь начать собирать чемоданы. Но уже на следующий день и те и другие, скорее всего, погрузятся в уныние. Ибо на самом деле прекрасно понимают, что кардинальных перемен ждать не приходится. И если предсказать результаты этих никому не нужных выборов берутся немногие, то в то, что следующие выборы не за горами, верят практически все.

Пиарщики и копирайтеры могут сколько угодно изощряться в креативе и агитпропе, но им не под силу превратить серого и завравшегося политика-популиста в национального лидера. Лидера, способного заслужить доверие, не прибегая ни к искрометным видеоклипам, ни к выливанию ушатов грязи на конкурентов. Лидера, которой предложит реальный выход из существующего тупика, не запугивая своих избирателей внешними угрозами и не кичась своей родословной. Лидера, которого сейчас так не хватает.

Автор о себе:

Родился в 1972 году в Ленинграде. С 15 лет публиковался в питерских изданиях, в том числе в еврейской газете «АМИ».
В 1991 году репатриировался в Израиль. Учился на факультетах политологии и советологии Еврейского университета в Иерусалиме. После окончания учебы работал в пресс-службе Сионистского форума, в Кнессете, в частных PR-агентствах.
В 2002-2008 работал в Сохнуте — вначале пресс-секретарем по связям с русскоязычными СМИ, а затем руководил отделом репатриации в Москве.
С конца 2008 года живу в Лондоне. В течение двух лет возглавлял отдел по связям с общественностью Всемирного ОРТа.
Опубликовал несколько статей в в журнале «Советник», посвященных формированию имиджа Израиля. Веду авторский блог.


Мнения редакции и автора могут не совпадать
{* *}