Top.Mail.Ru

Колумнистика

Михаэль Кориц

Заповедь в квадрате

22.05.2015

Заповедь в квадрате

22.05.2015

Когда-то роль главного символа принадлежности к еврейству выполнял совсем не Маген Давид. В «Еврейском статуте», принятом королем Англии Эдуардом I в 1275 году, всем евреям старше семи лет предписывалось носить на своей одежде изображение скрижалей Завета. В качестве дискриминационного знака изображение скрижалей впоследствии не использовалось, но как религиозный символ оно встречается до сих пор, причем очень широко. Две узнаваемые таблички с высеченными на них десятью заповедями можно встретить в интерьере почти каждой синагоги. Только вот форма табличек оказалась предметом серьезной дискуссии.

Мнение Талмуда однозначно: скрижали имели форму двух половинок куба. Такими они изображались и в древности. Но в Средневековой Европе появляется альтернативный вариант, в котором верхняя часть скрижалей имеет форму круглой арки. Картина Рембрандта и рисунок Густава Доре закрепили это восприятие в сознании людей Нового времени. Ко второй половине XX века он стал практически безальтернативным в еврейской среде. Поэтому и использование закругленных скрижалей в качестве символа раввината молодого еврейского государства тоже ни у кого не вызвало возражений.

В 1981 году Любавичский Ребе обратился к еврейскому миру с призывом вернуть изображению скрижалей ту форму, которая описана в Талмуде. Поскольку и в хабадских синагогах скрижали изображали так же, как на картине Рембрандта, то этот призыв поначалу был встречен с недоумением. «В Талмуде, конечно, написано, что они должны быть квадратные, но ведь в той синагоге, где молились мои родители, скрижали были изображены закругленными», – говорили многие. Сегодня, спустя 30 лет, скрижали всё чаще изображают квадратными. Месяц назад поменял свой логотип и израильский раввинат.

Кому-то этот спор может показаться курьезом, наподобие описанной у Свифта войны остроконечников с тупоконечниками, или, в лучшем случае, борьбой за восстановление утерянной  традиции. Мне хотелось бы обсудить символическую или, пожалуй, даже мистическую сторону вопроса. Согласно наиболее распространенной традиции, десять заповедей были поровну
распределены на двух скрижалях. Таким образом, скрижали отличались между собой темой заповедей. Мудрецы объясняют, что первая скрижаль содержит заповеди, касающиеся отношений между Всевышним и человеком, а заповеди второй регулируют отношения между людьми в обществе. (Отдельный и интересный вопрос: почему уважение к родителям оказалось в первой группе заповедей? Этому имеются разнообразные объяснения, но ясно, что основы отношений между поколениями не сводятся лишь к этическим правилам.) Изображение скрижалей в двух различных формах с этой точки зрения приобретает новое значение. Если квадратные скрижали, плотно примыкая друг к другу, подчеркивают общность двух групп заповедей, то два закругления выражают различие между ними.

Противопоставление этических принципов вере в последние два столетия стало весьма

Какие только идеологические движения ни выдвигали в своих программах общественные принципы, дарованные на самом деле при Синайском откровении. И называли их то Кодексом строителя коммунизма, то принципами гуманизма или универсализма. 
распространенным явлением. Какие только идеологические движения ни выдвигали в своих программах общественные принципы, дарованные на самом деле при Синайском откровении. И называли их то Кодексом строителя коммунизма, то принципами гуманизма или универсализма. Общим в этих поисках было стремление найти рациональное обоснование морали, противопоставив разум вере, которую предварительно провозгласили атавизмом.

На протяжении последних столетий знание и вера (или, в другой формулировке, наука и религия) оказались в положении противников, разведенных по разным углам ринга. Кто-то пытался опровергнуть одну из них при помощи другой, кто-то стремился найти компромисс, но само по себе противопоставление стало общепринятым.

Не обошли стороной эти веяния и еврейский мир. В конце XIX – начале XX веков множество евреев устремилось из местечек в города, оставляя в забвении наследие своих предков. С другой стороны, в религиозном мире на долгие годы закрепилось настороженное отношение ко всем проявлениям прогресса, будь то общее образование, новые технологии или любое иное порождение нерелигиозного мира.

И вот мы видим, что в
XX столетии человечество добилось гигантских достижений, но надежда, что разум и прогресс создадут мир добра и справедливости, не сбылась. Массы, охваченные атеистическими идеологиями и руководимые лидерами-атеистами, пролили реки крови, превзойдя в аморальности самые темные периоды истории. Современный мир пытается адаптировать преимущества веры, нередко упрощая и выхолащивая их в постмодернистском ключе, но уже не отрицая.

В еврейском мире в последние десятилетия идут важные процессы интеграции, пришедшие на смену былому противостоянию религиозных и атеистических кругов. Израиль во многом служит живой моделью, на которой процессы интеграции идеалов религии и прогресса становятся явно различимыми.

Последние израильские выборы показали неожиданное воплощение изменений в обществе. Победа «Ликуда», оставившего далеко позади союз левых партий, оказалась неожиданностью для всех. Недавно корреспондент газеты «Гаарец» для подготовки статьи о поражении левого лагеря на выборах собрал его представителей для обсуждения причин неудачи. Они выделили поворотный
Массы, охваченные атеистическими идеологиями и руководимые лидерами-атеистами, пролили реки крови, превзойдя в аморальности самые темные периоды истории.
момент в изменении настроений избирателей, произошедший после выступления на предвыборном митинге одного из левых радикалов, в котором правый лагерь был охарактеризован как собрание «целующих мезузы и посещающих могилы цадиков». Попытка представить свою борьбу как противостояние прогресса с отсталостью бумерангом вернулась обратно. Люди, полностью идентифицирующие себя с современным миром, образованные и далекие от строгого соблюдения заповедей, оценили выпад против веры, как неуместный. Этот лозунг во многом перекрыл левым путь к власти. Едва ли набившие оскомину штампы антирелигиозной пропаганды сохранятся в политической жизни Израиля впредь.

Это не означает, что противоречия и разногласия между сторонниками и противниками религии исчезнут. Найдется еще немало политиков, для которых критика недостатков религиозного общества станет трамплином для политической карьеры. Но одно можно сказать с большой уверенностью: Тора стала необходимой частью жизни для подавляющего большинства евреев Израиля, объединяющим началом для людей с самыми разными воззрениями и идеалами.

В праздник Шавуот мы заново переживаем Синайское откровение, центральным моментом которого было дарование Десяти заповедей. Это особый момент единения всего народа у горы Синай. Но это единство не только не отрицает различных точек зрения, но, напротив, основывается на этом разнообразии, поскольку один может восполнить другого, лишь отличаясь от него. Подобно двум скрижалям с разным содержанием, плотно примыкающим одна к другой, различные группы евреев едины в своем восприятии Торы как фундамента своего еврейства.

Автор о себе:

Детство мое выпало на ленинградскую оттепель, поэтому на всю жизнь осталась неприязнь ко всяческим заморозкам и застоям. В 1979 году открыл том Талмуда в переводе с ятями, в попытках разобраться в нем уехал в Иерусалим, где и живу в доме на последней горке по дороге к Храмовой горе. Работаю то программистом, чтобы добиваться нужных результатов, то раввином, чтобы эти результаты не переоценивать. Публицистика важна для меня не сама по себе, а как необходимая часть познания и возможность диалога с читателем. Поскольку от попыток разобраться все еще не отказался.
 

Мнения редакции и автора могут не совпадать
{* *}