Колумнистика

Михаэль Кориц

Похвали ближнего своего

16.10.2016

Похвали ближнего своего

16.10.2016

Сквозная идея осенних праздников – это единство. Еще в последнюю субботу закончившегося года тема единства появляется в недельной главе Ницавим: разнородные группы евреев вместе предстают перед Всевышним, переходя к Его коронации всем народом в Рош а-Шана и под конец объединяя всех без исключения молящихся вызовом к чтению Торы в день Симхат Тора. А праздник Суккот с символикой четырех видов растений, связанных в одну заповедь, гармонично укладывается в этот лейтмотив всего месяца.

Однако в символике Суккота и отличительная черта. Когда в Йом-Кипур мы готовы молиться все вместе, включая грешников, мы при этом отлично осознаем, что по окончании Йом-Кипура общее воодушевление останется позади: одни продолжат появляться в синагоге регулярно, других же мы не увидим до следующего Йом-Кипура. Это знание не обесценивает всеобщего духовного подъема – он позволяет нам в этот святой день не обращать внимания на различия между людьми, которые могли бы их разобщить.

В такой же объединяющей радости все евреи празднуют Симхат Тора. Глядя на танцующих, не замечаешь разницы между одетыми в джинсы и бейсболки или лапсердаки и шляпы. Тем более что всегда во время празднования Симхат Тора можно встретить людей, поменявшихся ради карнавала друг с другом одеждой или головными уборами. Но после праздника каждый вернется к своему облику: одни – к штраймлу, вторые – к шляпе, третьи – к непокрытой голове.

Единство праздника Суккот имеет принципиально отличный характер. Шалаш, в котором мы живём эти дни, хоть и временное, но жилище, в котором человек ведет себя, как дома. Четыре вида растений – этрог (цитрон), пальмовая ветвь, мирт и ива, образующие единый букет – не теряют в нем своей индивидуальности. Хотя часто четыре растения рассматриваются в иерархической классификации, что соответствует разделению людей по их способностям и поведению, каждое из них представляет собой уникальное проявление единства. Так, листы пальмовой ветви примыкают один к другому, у мирта же листики сгруппированы по три вдоль всей ветки, а у речной ивы ветви растут, склоняясь одна к другой. Этрог обладает совсем иным видом единства, объединяя различные периоды года, каждый из которых благоприятен для его плодов.

Какой же из этих видов единства «выше»? Тот, в котором различия стираются, или тот, в котором они сохраняются?

Вопрос этот совсем не тривиален и, возможно, является одним из самых животрепещущих вопросов современности. Разделение общества на сословия доказало свою неэффективность. Разделение людей по социальному признаку или национальности принесло в мир реки крови. Но и формальное провозглашение всеобщего равенства принесло с собой немало проблем. Ценность голоса каждого избирателя неизбежно порождает популизм политиков. Впечатление от политического действия оказывается важнее его сути. Условная политкорректность вместо реальной помощи тем, кто в ней нуждается, оборачивается в своих крайних формах лицемерием и дискриминацией. Агрессор оказывается приравненным к жертве агрессии, граница между добром и злом расплывается.

Человечество вряд ли когда-нибудь захочет отказаться от достижений демократии. Не случайно и диктатуры в наше время рядятся в демократические одежды. Даже те, кто мечтают о твердой руке и требуют ущемить кого-то в правах, вряд ли обрадовались бы возвращению в архаику: они, может быть, и рассчитывают оказаться в привилегированной группе, но сословность общества вредит всем его членам.

Возможно ли сочетание равноправия людей и их единства с сохранением уважения к индивидуальности и неповторимости каждого? Праздник Суккот содержит в себе намек на осуществимость подобной гармонии. Четыре вида растений собираются в одну заповедь, в которой каждое из них должно быть самим собой. От этрога не требуется стать пальмовой веткой или миртом, но и обычная ветвь ивы должна остаться собой, не превращаясь в заморский уникальный плод.

Так уж получилось, что как раз перед началом осенних праздников у меня на работе произошло событие, позволившее мне посмотреть на праздник Суккот по-новому. Наше руководство старается придерживаться новейших веяний, поэтому время от времени выдвигает инициативы, направленные на сплочение коллектива. На этот раз это была «игра в комплименты». По ее правилам, каждая рабочая группа набирает очки, когда один из участников говорит комплимент другому. Игра настраивает мысли на новый лад – ты смотришь на своего коллегу, стараясь увидеть и сформулировать присущие ему достоинства, а не недостатки.

Заповеди направляют сердце человека и его мысли. Можно сказать, что праздник Суккот приучает нас к ценности разнообразия и уникальности каждого. Как и все детали этого месяца, они влияют на весь год, давая нам на будущее силы видеть достоинства того, кто не похож на нас. Более того, его достоинства состоят именно в его индивидуальности и несовпадении со мной. В этом один из важнейших подарков праздника Суккот – праздника радости, остающейся с нами на весь год. Веселых вам праздников!

Статьи по теме

Мясо

Теплом по телу

Если на исторической родине еврейского народа стоит жара, то в диаспоре, особенно в России, заморозки по ночам. Чтобы ваши посиделки в сукке стали теплее, приготовьте традиционное праздничное блюдо сефардов – мясо с сухофруктами. По вкусу и способу приготовления это мясо ближе всего к знаменитому...

Минсельхоз Израиля запретил ввоз в страну четырех видов растений для Суккота

Михаэль Кориц

Михаэль Кориц

Еврейство через отрицание

Что такое ушпизин?

В каждый из семи дней праздника Суккот к нам в сукку приходят семеро «небесных гостей». Гости — важная составляющая еврейского дома на протяжении всего года. В давние времена многие евреи не начинали трапезу до тех пор, пока в их доме не появлялся хотя бы один гость, желательно обездоленный...