Агада возвращается в Каталонию

24.03.2015

В XIV веке Каталония, входившая тогда в королевство Арагон, была местом проживания процветающей еврейской общины, славившейся богатыми культурными традициями. В Каталонии было написано несколько экземпляров Агады — повествования об исходе евреев из Египта, которое читается на Песах. Золотой век еврейства Пиренейского полуострова завершился в 1492 году, когда католические короли Фердинанд и Изабелла выпустили Альгамбрский эдикт, потребовавший от евреев принять христианство или покинуть их владения. 

26 марта в барселонском Историческом музее откроется выставка, на которой будут представлены редкие «иллюминированные» рукописи каталонской Агады, сообщает The Times of Israel.

Иллюминированными называют книги, написанные от руки и украшенные орнаментами и красочными миниатюрами. Первоначально для декорирования использовались золото и серебро — отсюда и эффект «иллюминации». Первые такие рукописи появились в V веке в Италии и Византии и представляли собой в основном религиозные тексты. В XII веке их начали создавать и на Пиренейском полуострове. Позднее европейские книжники начали «иллюминировать» рукописи светского содержания; они стоили огромных денег и приобретались в основном богатыми коллекционерами, в том числе местными евреями.

В качестве материала для письма использовался пергамент, текст наносили гусиным пером или специальным стилусом из тростника, а декоративные элементы рисовали красками из натуральных пигментов, благодаря чему получались насыщенные и глубокие цвета. С XIV века монахи выступали только в роли писцов, иллюстрации же делали специально приглашенные светские художники.

Примерно в 1150 году, когда вся Каталония, освобожденная от мавров, вошла в состав Арагонского королевства, еврейские манускрипты начали проверять христианские цензоры. Большинство проверяющих были обращенными в католичество евреями, они хорошо знали иврит и без труда выискивали в книгах «богохульные» места. На некоторых экземплярах каталонской Агады сохранились подписи цензоров, разрешивших пользование книгами.

На выставку, которая откроется в ближайший четверг в Историческом музее Барселоны, привезут экземпляры иллюминированной Агады, написанные в Каталонии, но столетиями хранящиеся в архивах разных стран. Посетители смогут увидеть Агаду Райланда из собрания Манчестерского университета, Агаду Грациано из Еврейской теологической семинарии Нью-Йорка, Агаду Моккаты из Лондонского университетского колледжа, Болонскую агаду из Болонского университета, Каталонскую агаду из Кембриджского университета, Агаду Кауфмана из Венгерской академии наук, а также Поблетскую агаду, единственную оставшуюся в Каталонии. По словам Фрая Хавьера Гуантьера, библиотекаря Поблетского монастыря, эта Агада была написана в XIV веке и в 1492 году вывезена ее владельцами-евреями в Италию. В 1672 году испанский гранд Педро Антонио де Арагон выкупил рукопись и передал ее в дар Поблетскому монастырю.

В 1836 году испанское правительство, остро нуждавшееся в средствах, конфисковало церковные земли и принадлежавшие монастырям ценности. Библиотека Поблетского монастыря была разгромлена, а Агада спустя многие десятилетия попала к Хайме Пуигарнау, профессору канонического права Барселонского университета. В монастырь она вернулась в 1983 году по условиям завещания профессора.

Следы еврейского наследия заметны в культуре Каталонии и сегодня. Так, если домохозяйке из Жироны придется делать генеральную уборку, она назовет этот процесс fer dissabte, буквально — «проведение шаббата», «субботник». По предположению лингвистов, это выражение пошло от «конверсос», насильно крещенных евреев, которые демонстративно делали уборку в своих домах по субботам, чтобы их не заподозрили в тайной приверженности иудаизму.

Евреи поселились в Жироне еще в римскую эпоху. Здесь родился и провел большую часть жизни выдающийся талмудист рабби Моше бен Нахман, известный также как Нахманид или Рамбан. В середине 90-х в рамках программы по восстановлению еврейского наследия в Жироне открыли Еврейский музей. Масштабную реставрацию пережил старинный еврейский квартал города, Каль (считается, что это название происходит от ивритского кеила, «община»), превратившийся в один из самых модных районов Жироны. В средневековых домах, где до сих пор можно обнаружить следы мезуз, открываются художественные галереи, бутики, рестораны, во многих заведениях предлагают в том числе «сефардское меню».

Не забывают о еврейском наследии и в других каталонских городах. В Тортосе, Ла-Бисбаль-дель-Ампурдане, Кастельо-д'Эмпуриесе также приведены в порядок древние еврейские кварталы. В Бесалу туристы могут полюбоваться на микву XIII века — единственный сохранившийся на Пиренейском полуострове бассейн для ритуальных омовений. В Барселоне, столице автономной области Каталония, находится старейшая в Европе синагога, построенная еще в VI веке. В 2006 году молельный дом был вновь торжественно открыт для посещений. В отличие от провинции, в Барселоне и сегодня проживает еврейская община, правда, немногочисленная: она составляет всего порядка 0,2% населения и не играет заметной роли в жизни города. Современные барселонские евреи не являются потомками тех, кто был изгнан из Испании в Средневековье. Община состоит преимущественно из арабоязычных выходцев из Марокко, а также эмигрантов из стран Латинской Америки ашкеназского происхождения.

Роберт Берг