Туфли из Освенцима покорили Монако

10.12.2013

Короткометражная драма российского режиссера Константина Фама «Туфельки», посвященная памяти жертв Холокоста, собрала все главные призы 11-го Международного кинофестиваля в Монако.


Кинофильм «Туфельки» победил в номинациях «Лучший короткометражный фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучший продюсер», «Лучшая операторская работа», «Лучшая оригинальная музыка». Картина удостоена также Angel Peace Award — специальной награды за вклад в сохранение мира.

Фестиваль в Монако является одним из самых престижных форумов независимого кино в Европе. Жюри фестиваля чрезвычайно строго подходит к конкурсному отбору. Из более тысячи присланных работ на конкурс отобрали всего 20 картин.

Кинофильм «Туфельки» рассказывает историю пары женских туфель, начинающуюся в витрине магазина и заканчивающуюся в лагере Освенцим. Картина стала частью киноальманаха «Свидетели» — первого в России полнометражного проекта, предлагающего «необычный взгляд» на величайшую трагедию ХХ века — Холокост.

«Этот фильм посвящен памяти моего деда, Наума Марковича Малкина, пропавшего без вести в годы Второй мировой войны, — рассказал Константин Фам в интервью Jewish.ru. — У меня необычные корни: мама еврейка, отец — вьетнамец. Так вышло, что я вырос без дедушек и бабушек, и это, конечно же, оказало огромное влияние на мое детство. Мне всегда хотелось знать: что с ними случилось, почему так вышло?

Повзрослев, я начал активно интересоваться своим происхождением: побывал во Вьетнаме, нашел там родственников. История маминой семьи всегда была покрыта тайной: моя покойная бабушка не любила об этом вспоминать, да и спрашивать было, в общем-то, не принято. Время было такое. А у мамы воспоминаний о войне совсем немного: голод, холод, скитания, бараки. Мама помнит, что в какой-то дом их не пустили, назвав “жидовскими выродками”. Помнит, как ее старшая сестра пошла с карточками за хлебом, а вернувшись плакала и извинялась, что не выдержала и обгрызла корку…

Однажды я оказался в Освенциме и несколько часов простоял у витрины с обувью заключенных — это был шок. С тех пор я бываю там регулярно, привожу туда своих детей. Освенцим стал для меня местом памяти. Здесь я могу ощутить историю своей семьи, своего народа. Однажды меня осенило: за смертью каждого еврея, погибшего в Холокосте, стоит отдельный человек, у которого, наверняка, впоследствии появились дети и внуки, которые росли совсем в другой атмосфере — с бабушками, дедушками, прочими родственниками… Вдумайтесь: за каждым из шести миллионов погибших стоит тот, кто стал виновником его гибели. И вот этот конкретный человек, скорее всего, остался жив, впоследствии у него появились дети и внуки. И вот мы живем на одной земле — немногочисленные дети и внуки тех, кого истребляли, и потомки тех, кто стоял за этим истреблением, или просто не замечал его. Осознание этого факта многое для меня объяснило…»


Константина Фама вдохновила на создание фильма экспозиция в мемориальном комплексе «Освенцим», где выставлены личные вещи бывших узников лагеря — очки, кружки, зубные щетки, обувь и многое другое. Близкий друг подсказал удивительную метафору — рассказать о судьбе людей, погибших в нацистских концлагерях, с помощью одной лишь обуви. Константин, долгое время проработавший на телевидении, написал сценарий «Туфелек» и представил его на показе своего дебютного короткометражного фильма, экранизации рассказа Григория Горина «Ежик».

«В зале были мои близкие, друзья, просто зрители, — вспоминает режиссер, — и тогда я предложил сделать этот проект всем миром. Общими усилиями собрали кое-какой бюджет, и я поехал смотреть объекты: Минск, Освенцим, Майданек, Терезиенштадт. Руководство музея Освенцима было категорически против: снимать там художественное кино не было разрешено даже великому Стивену Спилбергу. Тем не менее мне удалось добиться разрешения снимать документальные кадры. Мы сфотографировали туфельку, которая стоит в витрине мемориального комплекса, и сшили на заказ точную копию этой пары обуви, которую и можно увидеть в нашем фильме».

После церемонии награждения Константи Фам заявил: «Сам факт участия в столь престижном кинофоруме — это уже победа. Но такой триумф на фестивале, целью которого является противостояние насилию силами искусства, для меня, как для режиссера, — очень большая радость и гордость. Ведь если мое творчество сможет каким-либо образом способствовать тому, чтобы в мире было меньше насилия и несчастья, моя главная цель будет достигнута».

Председатель жюри фестиваля Роланд Жоффе, обладатель Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля и неоднократный номинант на премии «Оскар» и «Золотой глобус», не мог не прокомментировать, почему судьи отдали большинство наград «Туфелькам»: «Меня восхищает работа Константина Фама. “Туфельки” — замечательная лента, созданная талантливой и очень профессиональной командой».

Президент Федерации еврейский общин России, официального партнера проекта «Свидетели», Александр Моисеевич Борода также прокомментировал победу «Туфелек» в Монако: «Поздравляем команду создателей фильма с очередным призом и благодарим жюри фестиваля за достойную оценку поддерживаемого нами проекта. Мы считаем, что фильм очень талантлив и способен взять еще и другие призы».

По словам Константина Фама, фильм «Туфельки» рассчитан, прежде всего, на детей и подростков. Лента может послужить неким подготовительным этапом перед просмотром таких масштабных картин о Холокосте, как «Список Шиндлера», «Пианист» и других шедевров мирового кинематографа.


Роберт Берг