Top.Mail.Ru

Украденное нацистами: без срока давности

12.02.2014

Германские парламентарии на этой неделе обсуждают законопроект о возвращении законным наследникам предметов искусства, конфискованных нацистами. Проект закона, облегчающего процедуру возвращения художественных ценностей, в пятницу будет представлен на рассмотрение Бундесрата — верхней палаты парламента страны.

Законопроект был подготовлен баварским ландтагом. В случае его одобрения будет упразднен действующий в отношении предметов искусства 30-летний срок давности, который позволяет нынешним обладателям предметов искусства сохранять право собственности и не возвращать их законным владельцам.

Поводом для этой законодательной инициативы послужило обнаружение в квартире пожилого жителя Мюнхена Корнелиуса Гурлитта более тысячи полотен знаменитых живописцев. Было установлено, что в одной из квартир на мюнхенской окраине хранятся около 1500 картин таких мастеров, как Пабло Пикассо, Анри Матисс, Марк Шагал, Эмиль Нольде, Франц Марк, Макс Бекман, Пауль Клее, Оскар Кокошка, Эрнст Людвиг Кирхнер, Макс Либерман. Там же были обнаружены несколько работ одного из титанов эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера. Баварская полиция изъяла коллекцию около трех месяцев назад. 

Все эти шедевры были конфискованы нацистами либо как образцы запрещенного «дегенеративного» искусства, либо как имущество, принадлежавшее коллекционерам еврейского происхождения. В 30-40-е годы картины были скуплены за бесценок у государства мюнхенским арт-дилером Гильдебрандом Гурлиттом. Его сын, Корнелиус Гурлитт, более шести десятилетий хранил бесценные полотна в кладовке своей квартиры, между мешками гнилой картошки и консервными банками.

Правоохранительные органы заинтересовались Гурлиттом в 2010 году, когда налоговая полиция обратила внимание на то, что он, не располагая значительными легально подтвержденными доходами, тратит крупные суммы денег. Возникло подозрение, что он тайно сбывает принадлежащие ему картины на черном рынке.

Когда полицейские пришли на квартиру Гурлитта с обыском, тот не выразил никакого недовольства. «Пусть государство спасет эти полотна для народа, мне ведь все равно недолго осталось», — заявил он.

В минувший вторник стало известно о том, что еще 60 полотен, в числе которых работы Моне и Ренуара, обнаружены в австрийском Зальцбурге, в доме, также принадлежавшем Гурлитту.

Заинтересованные стороны высказывают относительно баварской законодательной инициативы различные мнения.

«В принципе, мы оцениваем законопроект положительно, — заявил в интервью агентству France Presse Маркус Штетцель, адвокат наследников известного германского арт-дилера еврейского происхождения начала XX века Альфреда Флехтхейма. — Дело Гурлитта позволило сдвинуть процесс реституции с мертвой точки».

Сабина Рудольф, представляющая интересы наследников дрезденского адвоката и коллекционера живописи Фрица Сало Глазера, 13 работ из собрания которого были обнаружены в квартире Гурлитта, настроена более скептически: «Я считаю, что законопроект представляет собой попытку создать иллюзию бурной деятельности, а его практическая реализация может оказаться весьма проблематичной», — считает она. В качестве примера Рудольф приводит один из пунктов законопроекта, согласно которому наследники должны доказать, что нынешние владельцы художественных ценностей действовали недобросовестно и приобретали их, будучи осведомленными об их истории. «Каким образом, как вы думаете, они могут выполнить это требование?» — спрашивает адвокат.

В 1998 году Германия присоединилась к Вашингтонской декларации: 44 страны, признавшие этот документ, обязуются разыскивать конфискованные нацистами ценности и возвращать их законным владельцам. Условия декларации распространяются, однако, только на государственные учреждения и музеи, но не на частных лиц.

Принять полномасштабный закон о реституции художественных ценностей призвал Германию глава Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер. Выступая в январе в Берлине, Лаудер подчеркнул, что Германия много сделала для искупления своего нацистского прошлого, в частности, были выплачены компенсации за рабский труд на оккупированных территориях и за присвоенные банковские вклады. «Я призываю германские власти решить наконец вопрос о возвращении изъятых нацистами предметов искусства. Подобные меры уже предприняли ранее Австрия, Франция и Голландия. Тем более мы вправе ожидать этого от Германии, где зародилась “коричневая чума”», — отметил он.


Татьяна Володина

{* *}