Top.Mail.Ru

Спасительные острова

30.06.2016

Морской порт, гостиницы, аэропорт, работа и, конечно, пресная вода – в Израиле вновь взялись за идею отдельного острова для палестинцев. Острова вообще многим кажутся панацеей от серьезных проблем, будь это ближневосточный конфликт или сирийские беженцы. Причем особо рьяно создавать острова призывают именно евреи – то ли отчаиваются найти другой выход, то ли верят, что у каждого может быть свой «Израиль».

Впервые идея искусственного острова, который был бы отдан в распоряжение палестинцам, появилась еще в 2011 году. Но только сейчас, по прошествии пяти лет, идея наконец обросла деталями и цифрами. Остров площадью восемь квадратных километров должен появиться на расстоянии 4,5 км от берегов сектора Газа. Территория задумывается исключительно как экономический центр – без жилых зданий, но со станциями по опреснению воды, морским портом, гостиницами, а позднее, возможно, и аэропортом. Все для того, чтобы у двух миллионов палестинцев появилась возможность контактировать с внешним миром и обеспечивать свое благосостояние самостоятельно, то есть либо производить ключевые ресурсы на острове, либо получать их там же через порт.

Предполагается, что как только все системы будут налажены, Израиль прекратит подачу электроэнергии, воды, топлива и продуктов питания в Газу. Тогда можно будет провести демилитаризацию сектора, установить границы и отстраниться. Ну, почти. По задумке остров будет ближайшие 100 лет контролироваться международным сообществом, а за безопасностью будет всегда следить Израиль.

«Я не питаю иллюзий в отношении ХАМАСа, – рассказал Jewish.ru продвигающий идею острова министр транспорта и первый вице-премьер Израиля Исраэль Кац. – От острова на материк будет идти мост с обязательным таможенным постом для контроля передвижения людей и транспортировки грузов». И тут возникает первый вопрос. Непонятно, будет ли достаточно таможенного поста для полной безопасности и не станут ли палестинцы использовать остров как новый плацдарм для агрессии против Израиля.

Второй вопрос – привычно в деньгах. Кац уверяет, что на строительство острова, оцененного в не такие уж баснословные $5 млрд долларов, не будет потрачен ни один шекель из израильского бюджета. Деньги якобы дадут «многие страны, выразившие желание принять участие в строительстве острова», например, Россия и Китай. Потенциальными инвесторами Кац также называет отдельных израильских бизнесменов и «частные структуры из Саудовской Аравии», с которой, к слову, у Израиля по-прежнему нет официальных дипломатических отношений.

В общем, если послушать министра, не хватает только официального одобрения этой идеи военно-политическим кабинетом Израиля. И по его словам, отмашку он ждет уже в ближайшее время. Возможно, ждет и потому, что роль организатора масштабной пятилетней стройки сулит министерству немалую выгоду.

Островное мышление

Это далеко не первая «островная» инициатива, которая по замыслу должна понизить напряженность палестино-израильского конфликта. В начале 2015 года было объявлено о запуске грандиозного проекта Menorah Islands (Острова Менора). Это должна была быть группа из девяти искусственных островов в форме меноры: семь постоянных и два «плавающих» острова, поднимающихся на поверхность время от времени. Острова планировалось создать в израильских водах Средиземного моря, а на них разместить дома, сельскохозяйственные угодья, университеты и высокотехнологичные компании. В общем, все, чтобы иудеи и мусульмане мирно жили, общались и делились опытом. Создателями заявлялось, что Острова Менора станут территорией «науки и этнической толерантности», а также решат наконец ближневосточный вопрос.

Авторы идеи сделали прекрасную визуализацию островов –не поверить в будущее этого проекта, казалось бы, просто невозможно. Но с того момента прошел год – никаких результатов нет. Инициаторы проекта утверждают, что первым шагом было просто распространение информации об острове и что этот этап пройден: об идее узнали около 5,5 млн человек, 47 тысяч из них его как-то «активно поддерживают». Сейчас участники якобы готовятся к поиску инвесторов и разработке бизнес-плана. Для этого им требуются «множество специалистов», но 24 эксперта они «уже нашли». Кто эти люди и в чем заключается их роль, нигде не сказано. Просьбу Jewish.ru рассказать об успехах проекта идеологи Menorah Islands тоже проигнорировали. Так что, скорее всего, Острова Менора – всего лишь красивая иллюзия.

Впрочем, как и идея еще одного острова, на этот раз для беженцев. Год назад американский миллионер еврейского происхождения, инвестор и девелопер из Кремниевой долины Джейсон Бази предложил выделить беженцам уже существующую территорию (например, на выкупленных и малообжитых островах Индонезии или Доминиканской республики) или создать острова «с нуля». Там бы, горячо уверял Бази, они не чувствовали себя в гостях, а при существенной финансовой поддержке на первом этапе смогли бы отстраивать новое общество и организовывать жизнь в новом месте. Такой вот своего рода шанс начать все сначала, никому не мешая.

Противники проекта, который получил название «Нация беженцев», сразу же заявили, что такие территории можно рассматривать как резервации, и они попросту грубо отделят беженцев от мира. Бывший советник австралийского правительства по вопросам беженцев Гарри Минас отметил, что такое «радикальное решение» в определенном смысле является аналогом идеи создания лепрозориев – изолированных учреждений, куда ссылались больные проказой, чтобы здоровые люди не могли от них заразиться. И все это, конечно, не очень соответствует современным принципам гуманности.

Сам Бази утверждал, что такой подход может стать решением проблемы беженцев –переселенцы получили бы возможность сами строить свою новую жизнь, а европейские страны вздохнули бы спокойно, не боясь «проблемных гостей». По замыслу Бази, на этих территориях могли бы жить почти 60 млн беженцев, а финансирование взяли бы на себя крупные американские бизнесмены и миллиардеры из других стран. В качестве успешного примера он привел Израиль, который также, по сути, был основан беженцами. Осознавал ли Бази уникальность исторического и политического контекста, который предшествовал образованию Израиля, а также сплоченность евреев религиозной и сионистской идеями, осталось за кадром. В центре внимания же пока абсолютный провал любых «островных» инициатив. Ну, и любопытство – сможет ли что-то изменить в этой картине министерство транспорта Израиля.

{* *}