Top.Mail.Ru

Из репатриантов – в послы

17.08.2015

Известная итальянская журналистка и политик Фиамма Ниренштейн, два года назад репатриировавшаяся в Израиль, возвращается в Рим – теперь в качестве посла еврейского государства. В еврейской общине Италии опасаются, что это лишь испортит отношения между двумя странами и будет способствовать росту антисемитизма из-за обвинений в двойной лояльности. Однако это уже не первый случай назначения репатриантов на дипломатические посты. В свое время послом Израиля в США стал бывший американский гражданин, репатриант Майкл Орен.

Решение о назначении Ниренштейн на пост посла принял на минувшей неделе лично премьер-министр Биньямин Нетаньяху. «Я убежден, что богатый политический опыт Фиаммы Ниренштейн поможет улучшить отношения между Израилем и Италией, позволит углубить сотрудничество в области политики, экономики, культуры и безопасности. Отношения между Иерусалимом и Римом насчитывают более двух тысяч лет, и я рад, что именно Фиамма Ниренштейн будет укреплять эти отношения», – подчеркнул Нетаньяху. В свою очередь Фиамма Ниренштейн заявила: «Я счастлива взяться за задачу углубления отношений между Израилем и Италией, поставленную передо мной премьер-министром. Я заверила премьер-министра, что сделаю всё от меня зависящее, чтобы укрепить тесные связи между двумя странами».

Фиамма Ниренштейн родилась в 1945 году во Флоренции. Ее мать была итальянкой, а отец – эмигрантом из Польши. Всю свою жизнь эта яркая обаятельная женщина посвятила укреплению итальяно-израильских связей и знакомству итальянцев с еврейской культурой. Она закончила Флорентийский университет, где специализировалась в области новейшей истории. С середины 70-х активно занималась журналистикой, в центре ее внимания всегда находились темы, связанные с арабо-израильским конфликтом, историей Европы, антисемитизмом, вопросами этнической и конфессиональной идентичности.

В 1993-1994 годах она возглавляла Институт итальянской культуры в Тель-Авиве. Являясь репортером и колумнистом ряда итальянских и американских изданий, Фиамма Ниренштейн опубликовала завоевавшую широкую популярность книгу Israele Siamo Noi («Израиль – это мы»), а также составленный из ее публицистических статей сборник L'abbandono («Предательство» – о том, как современная Европа предает евреев). Политический же дебют журналистки состоялся в 2008 году, когда она была избрана в парламент от правоцентристской партии «Народ свободы», лидером которой являлся Сильвио Берлускони. В парламенте она занимала ряд видных должностей: была заместителем главы комитета по международным делам, председателем комитета по расследованию проявлений антисемитизма и президентом Международного совета еврейских парламентариев. В июне 2011 года газета The Jerusalem Post включила Ниренштейн в рейтинг 50 самых влиятельных евреев мира.

«Важнейшим аспектом моей политической деятельности всегда являлась поддержка Израиля, – отметила Ниренштейн в одном из интервью. – Во время инцидента вокруг “Флотилии свободы” я выступила с парламентской трибуны, четко разъяснив позицию Израиля. В результате многие депутаты, принадлежащие к противоположным частям политического спектра, в знак солидарности с еврейским государством вышли из здания парламента с израильскими флажками в руках. Я разработала законопроект, предусматривавший включение “Хизбаллы” и ХАМАСа в список террористических организаций. Считаю, что я сделала на этом поприще немало – особенно для такой хрупкой женщины, как я. Благодаря мне перед депутатами выступила делегация еврейских беженцев из Ливии, рассказавших, при каких обстоятельствах они покидали свою родину. В итоге вся Италия на наглядном примере убедилась, что беженцами были не только палестинцы, но и сотни тысяч евреев из арабских стран».

Между тем, новость о назначении Ниренштейн послом в Риме не вызвала особого энтузиазма среди представителей итальянской еврейской общины, опасающихся обвинений в двойной лояльности. «Фиамма – очень хороший журналист, – заявил главный раввин Рима Рикардо ди Сеньи, – но я боюсь, что ее назначение повлечет за собой проблемы. В социальных сетях уже активно пишут о ее двойном гражданстве». Еще один руководитель римской еврейской общины, пожелавший остаться неизвестным, также отметил, что назначение Ниренштейн «весьма проблематично с политической точки зрения»: «Если бы ее назначили представителем в ООН или послом в любую другую страну, это не вызвало бы никаких вопросов. Но назначение Ниренштейн послом в Риме неизбежно приведет к тому, что итальянских евреев будут спрашивать: кто вы? Итальянцы или израильтяне? Это также может помешать в будущем избранию итальянских евреев в парламент или назначению на государственные посты».

Другой представитель итальянского еврейства опасается, что кадровое решение Нетаньяху может привести к усилению на Аппенинском полуострове антисемитизма: «На протяжении столетий евреев подозревали в предательстве стран своего постоянного проживания. Появление Ниренштейн в Италии может привести к ухудшению положения местной еврейской общины. Хотя большинство из них поддерживают Израиль, они в первую очередь граждане своей страны, со всеми правами и обязанностями». Газета Haaretz сообщила, что сын Ниренштейн работает в итальянской разведке. Журналисты издания высказывают опасение, что после назначения матери послом сын может быть уволен. Фиамма Ниренштейн заявила, что перед вступлением в должность откажется от своего итальянского гражданства.

Аналогичным образом в 2009 году поступил гражданин США Майкл Орен, назначенный израильским послом в Вашингтоне. Сравнение тем актуальнее, что Орен, как и Ниренштейн, почти всю свою жизнь провел в США. Здесь он родился, учился на историка, преподавал в местных университетах. Позже, как убежденный сионист, получил гражданство Израиля и отслужил в ЦАХАЛе. Правда, между получением Ореном гражданства Израиля и назначением его на пост посла в Вашингтоне прошло почти 30 лет. Несмотря на то, что он также входит в число самых влиятельных евреев в мире, его деятельность на посту посла нередко подвергалась критике. Что интересно, еще большей критике подвергается деятельность Орена сейчас. Покинув пост израильского посла в 2013 году, Орен продолжил публиковать острые общественно-политические статьи в американских СМИ. В них он всегда, по большей части, обрушивался с резкой критикой президента США Барака Обамы и его правительства. Апогея его критика достигла в двух июньских статьях этого года, где Орен сначала заявил, что Обама намеренно рушит американо-израильские отношения, а позже, что Обама открыл свое сердце мусульманскому миру, и причиной тому – бросивший его отец, исповедующий ислам.

«Как можно позволять экс-послам писать такие вещи?! – возмущался глава политической партии Израиля “Еш Атид” Яир Лапид. – Это же глупость в томатном соке, псевдопсихологический анализ на основе пустоты. Это наносит ущерб отношениям между США и Израилем в то время, как они и без того находятся под угрозой». С аналогичной критикой на Орена обрушилась и заместитель министра иностранных дел Израиля Ципи Хотовели. Свои извинения Барку Обаме принес и нынешний посол США в Израиле Дан Шапиро. Однако, что характерно, Нетаньяху извиняться перед президентом США за бывшего посла, которого, впрочем, назначил не он, не стал.

Аналитики отмечают, что назначение Ниренштейн следует рассматривать в рамках «нового» внешнеполитического курса Биньямина Нетаньяху, который в настоящее время является по совместительству еще и главой МИДа. Вероятно, Нетаньяху не был удовлетворен кадровой политикой многолетнего главы МИДа Авигдора Либермана, а также чрезмерно, по его мнению, раздутым бюджетом внешнеполитического ведомства. Вот почему, сразу же после выборов и ухода Либермана с поста, Нетаньяху начал планомерно реформировать работу МИДа. Для начала, в мае, он уволил генерального директора МИДа Нисима Бен-Шитрита и назначил на этот пост своего бывшего советника Дора Гольда. Затем, уже в начале августа, Нетаньяху принял решение о закрытии посольств в Белоруссии и Камеруне, а также консульств в Филадельфии, Атланте и Сан-Франциско. Настоял премьер-министр и на том, чтобы перестать обсуждать давний проект открытия консульства Израиля в Екатеринбурге. Мнения экспертов насчет этих решений премьер-министра расходятся. Кто-то утверждает, что работа МИДа, наконец, будет строиться исходя из целей Израиля, а не «прихотей» Либермана, и ждет продолжения реформ и новых назначения внутри ведомства. Кто-то же, наоборот, критикует Нетаньяху, говорит о том, что он не справляется с дополнительной нагрузкой и надеется, что по осени премьер-министр примет «правильное» решение и передаст управление МИДом кому-то еще.

Татьяна Володина

{* *}