Top.Mail.Ru

Небесные связи

12.01.2016

Это случилось в один из дней операции «Литой свинец». Во время ночного боя израильский танк выстрелил по зданию в Саджаие – квартале Газы, считая, что там террористы. Однако по ошибке попали в дом, где располагался штаб израильской пехотной бригады «Голани». Три бойца погибли, еще 24 были ранены, причем многие – тяжело. Нужно было срочно эвакуировать раненых, но все затягивалось из-за шквального огня боевиков.

Вызванные к месту боевых действий военные самолеты пытались подавить с воздуха позиции ХАМАСа, подвергающего пылающий дом плотному огню. Над крышей самого здания с той же целью зависли боевые вертолеты. Бессчетное множество осветительных снарядов заливало пространство ярким светом. Параллельно артиллерия продолжала обстреливать пространство между боевиками и домом, стремясь создать дымовую завесу, скрывающую от террористов эвакуацию. Это сюрреалистическое действо продолжалось около часа.

Всё можно было бы сделать намного быстрее и проще, будь у израильской армии к тому времени беспилотные аппараты, сконструированные именно для этой цели – эвакуации раненых с поля боя без необходимости подвергать риску жизни других солдат.

Концепция подобного аппарата была разработана по итогам Второй ливанской войны. Известно, что оказание помощи в первый час после ранения является критическим для выживания. Статистика, собранная в ходе Второй ливанской войны, показала, что 84% погибших бойцов скончались сразу после смертельного ранения, еще 10% – в первый час, еще 3% – через два часа и еще 3% – через три и более часов. Однако более половины тяжело раненных во Второй ливанской войне солдат попадали в госпиталь лишь через два часа, а в среднем этот показатель вообще составлял три часа. Те же, кто получал ранения легкой и средней тяжести, достигали медицинского центра лишь через шесть с половиной часов, а в среднем – вообще через десять. И это при том, что время чистого лёта до госпиталя составляло лишь 15 минут. Другими словами, порядка 16% погибших имели шанс на спасение, будь возможность эвакуировать их скорее.

Основным препятствием быстрой доставке раненых стала угроза со стороны боевиков «Хизбаллы», которые обстреливали ракетами «земля-воздух» вертолеты, проводящие эвакуацию. Из-за этого три четверти времени – больше четырех часов – занимало ожидание подходящего момента для перелета. Так возникла идея создать беспилотник, способный, не подвергая риску жизнь пилота, добраться до раненого, забрать его и перевезти туда, откуда можно будет эвакуировать бойца уже на пилотируемом средстве без риска. При этом врач, сидящий в вагончике дистанционного управления, сможет также оказывать раненому первую помощь, подключив к системе искусственного дыхания, капельницам, обеспечения переливания крови и другим необходимым системам еще во время перелета.

Разработка подобного летательного средства заняла в Израиле около десяти лет. Наконец он появился в последних числах декабря на аэродроме возле древнего Мегидо (у подножия библейской горы Армагеддон) на севере Израиля. Здесь компактный беспилотник, разработанный фирмой Tactical Robotics и получивший название «Летающий мул» (AirMule), впервые совершил свободный полет, демонстрируя свои грузоподъемные возможности и движение за пределами угла обзора управляющего им оператора. «Летающий мул» имеет шесть метров в длину и два в ширину. Реактивный двигатель приводит в действие два пропеллера, позволяющих аппарату вертикальные взлет и посадку, в том числе и там, где обычный вертолет приземлиться не в состоянии.

Параллельно «Летающему мулу» была разработана и его экспортная модификация «Баклан» (Cormorant), способная переносить груз до 440 килограммов на расстояние до 300 километров. Поднимаясь на высоту до пяти с половиной километров, эти беспилотники способны развивать скорость до 185 километров в час. Судя по всему, эти аппараты могут быть использованы не только для спасения раненых с поля боя, но и в других армейских миссиях. А в будущем послужить и для гражданских целей. По информации израильского экономического издания «Глобс», беспилотниками модели Cormorant заинтересовались в спецназе США, который хочет задействовать его в своих операциях. Впрочем, говорить об этом, судя по всему, пока рано, поскольку, несмотря на успешные испытания, модель еще не готова окончательно.

Зато новейшие американские боевые самолеты пятого поколения поступят в распоряжение израильских ВВС уже к концу этого года. Торжественная церемония, посвященная началу сборки внутреннего оборудования первого из приобретенных Израилем самолетов-невидимок «Ф-35А», состоялась на прошлой неделе на заводе корпорации «Локхид Мартин» в техасском Форт-Уорте.

Всего в двух контрактах, подписанных в 2010 и 2014 годах, еврейское государство приобрело 33 подобных самолета – в среднем по цене 110 миллионов долларов за каждый – и намерено в будущем закупить еще 17. В Израиле их будут называть «Адир» («могучий»). При этом переговоры ведутся и о приобретении модификации «Ф-35Б» с укороченным взлетом и вертикальной посадкой, позволяющими использовать даже те авиабазы, где взлетно-посадочная полоса повреждена обстрелом. Первая пара «Ф-35А» прибудет на авиабазу Неватим в Негеве в декабре, остальные должны появиться в стране до 2021 года.

Следует заметить, что специальные шлемы для пилотов, обеспечивающие летчику значительную часть управления самолетом и разработанные специально для «Ф-35А», а также другие детали внутренней электроники управления самолетом создают в израильской компании «Эльбит», а крылья – в концерне «Авиационная промышленность Израиля».

Всего же, согласно контракту, подписанному в 2010 году «Локхид Мартин» и производителем двигателей для «Ф-35» «Пратт энд Уитни» с министерством обороны, взаимные закупки у израильских оборонных предприятий составят 775 миллионов долларов. Однако дорогие американо-израильские самолеты-невидимки, также как и компактные беспилотники, необходимы для выживания в кипящем нескончаемыми войнами ближневосточном регионе.

{* *}