Top.Mail.Ru

Тяжелая утрата знаний

02.02.2016

Яира Амит – профессор факультета изучения Танаха Тель-Авивского университета и, важно отметить, человек совершенно светский. На днях она заявила, что сотни тысяч израильтян приблизились к «точке невозврата» в своем незнании Библии и абсолютном непонимании значения этой книги как основы для еврейской культуры. По ее словам, уже сегодня большинство израильских школьников не знают ни основных библейских сюжетов, ни имен их героев, ни цитат из известных высказываний еврейских пророков. Израильские журналисты не поленились это тут же проверить – задали трем десяткам старшеклассников элементарные вопросы об именах праотцов и праматерей еврейского народа. Большинство правильных ответов не знало.

Меня это не сильно удивило. Мой младший сын учится в 10-м классе самой обычной израильской школы. По правилам у них должно быть два урока в неделю по изучению Танаха, по факту же – с начала года не было ни одного. Преподавательница этого предмета сначала ушла в отпуск, а потом в декрет. Я был, по-моему, единственным родителем, кто все-таки спросил директора, почему ей не нашли замену. Директор искренне недоумевала: «А зачем?! Мы вместо этого ввели дополнительные уроки по математике, физике и биологии. Разве это не лучше?! Тем более огромное ведь количество жалоб от родителей, что урок по Танаху – проявление религиозного диктата и пропаганда националистических чувств». Так и сказала. Впрочем, меня это тоже не удивило: я слышал эти жалобы на родительских собраниях десятки раз.

Никто не спорит, что Танах в светской школе не стоит преподавать столь фундаментально, как в иешиве. Но ситуация, когда народ, давший миру Книгу Книг, сам знает ее все хуже и хуже, конечно, абсурдная.

«Мои ученики иногда так прямо и говорят: “Если я не верю в Б-га, зачем мне это учить? Как знание Библии поможет мне в жизни?!” – сетует моя знакомая, которая в одной из школ Танах все-таки преподает. – У меня много учеников-репатриантов из России, но когда я пытаюсь объяснить им, что знание Танаха для любого еврея так же обязательно, как для русского человека знание стихов Пушкина и Лермонтова, они смотрят на меня с недоумением. Я вижу, как это невежество выливается в итоге в откровенную ненависть ко всему, что связано с иудаизмом и традиционной еврейской культурой. Чтобы заинтересовать их библейскими темами и сюжетами, показать их связь с настоящим, объяснить, что это касается каждого, нужно время. А его в школьной программе нет».

Количество часов на изучение Танаха сокращали постепенно: сначала, в 1972 году, с четырех до трех в неделю, потом – и вовсе до двух. Следом последовало решено начинать изучение Библии не с первого, а со второго класса. Это уменьшило объем изучаемого материала. Да и материал сочли чересчур сложным и постановили упростить. Так появились нынешние учебники, представляющие собой, по сути дела, комиксы – книжки с картинками на библейские сюжеты, да и то далеко не на все. При всей любви к комиксам, они вряд ли способны передать идею, что Библия является базисом моральных и культурных кодов еврейского народа, укрепляет его связь с Землей Израиля, помогает прикоснуться к своим корням. Что интересно, во главе министерства просвещения все эти десятилетия стояли люди, еврейские традиции соблюдающие. Взять хотя бы последние годы – раввин Шай Перон и Нафтали Беннет.

Лидер партии «Еврейский дом» Нафтали Беннет, в течение нескольких лет возглавлявший министерство по делам религий, вопроса изучения Танаха старался избегать, а Перон и вовсе подумывал о том, чтобы исключить Танах из списка предметов, сдача экзамена по которым обязательна для получения аттестата зрелости. Пойди он на этот шаг – и спустя несколько лет Танах вообще бы исчез из списка изучаемых дисциплин.

Вообще, в защиту необходимости его изучения встают все больше светские люди. Такие, например, как профессор Тель-Авивского университета Яира Амит. Или бывший верховный судья Израиля Михаэль Чешин. Он уже не раз за последние годы подписывал петиции с призывами увеличить часы изучения Библии в светских школах: «Почему у студентов религиозных школ больше времени на изучение Библии?! Библия принадлежит нам всем! Это и история еврейского народа, и полное собрание всех его этических норм. Мои дети многое потеряют от того, что будут не так хорошо знать Библию, как могли бы. А значит, это ущемление их прав по сравнению с детьми из религиозных школ».

{* *}