Театр хип-хопа

20.06.2016

На днях завершился VI Платоновский фестиваль искусств, проходящий на родине Андрея Платонова – в Воронеже. Имя Платонова задало не только тему фестиваля, но и художественный уровень. Шесть лет назад на афише этого международного мультижанрового фестиваля красовались имена Гидона Кремера, Юрия Башмета, Филиппа Жанти, Эймунтаса Някрошюса. В нынешнем году на Платоновском фестивале показали работы Боба Уилсона, Орельена Бори, Ларса Ойно, Даниэле Финци Паски и Андрея Могучего, выступили джазовый оркестр Алекса Мендхама, известный виолончелист Марио Брунелло, а оркестром им. Светланова дирижировал Гинтарас Ринкявичюс.

С самого начала на фестивале в столице российского Черноземья обозначился чёткий «израильский след». Ещё на первом фестивале были представлены инсталляции Хаима Сокола – художника, скульптора и арт-обозревателя. Его проект по роману Платонова «Котлован», представляющий современную жизнь в предметах «из жизни прошлой», художественный руководитель фестиваля Михаил Бычков случайно увидел в интернете и рассмотрел в Соколе художника платоновского духа. Два года спустя знатоков филармонической музыки порадовал своим участием в фестивале Миша Майский, а первые контакты с Чеховским фестивалем помогли привезти в Воронеж балет Deca Dance Охада Наарина с танцовщиками труппы Batsheva Dance из Тель-Авива.

В ходе подготовки визита одной из ярчайших фигур мировой хореографии организаторы фестиваля наладили связи с израильским посольством. Михаил Бычков, основатель и худрук Воронежского Камерного театра и бессменный руководитель Платоновского фестиваля, рассказывает об израильско-воронежском культурном партнерстве: «Мы познакомились сначала дистанционно, а потом сотрудники израильского посольства выразили желание приехать и даже взяли на себя часть расходов по показу Batsheva Dance в Воронеже. И к нам приехала замечательная женщина – посол Дорит Голендер, прекрасно говорящая по-русски и даже выступившая переводчиком для своего культурного атташе. Так они попали в фестивальную орбиту, с большим энтузиазмом поучаствовали в фестивале, и воронежская публика тепло их приняла».

Сотрудничество решено было продолжить, худрука Платоновского фестиваля пригласили в Тель-Авив, чтобы познакомить с израильскими коллективами, и в 2014-м на фестиваль в Воронеж приехали Inbal Pinto & Avshalom Pollak Dance со своей знаменитой «Устрицей», приведшей в восторг воронежцев. В том же году Платоновский фестиваль совпал по времени с неделей Израиля в Воронеже, в рамках которой в музее им. Крамского открылась выставка фотографий Дмитрия Брикмана «Иерусалим – не просто город», побывавшая до этого в нескольких крупных российских городах. Тогда же Брикман – мэтр непостановочного портрета – дал мастер-класс начинающим фотохудожникам. А в прошлом году на Платоновском фестивале выступил израильский театр танца Vertigo Ади Шаалом и Ноо Вертайм.

«Мы показали на Платоновском фестивале три хореографических коллектива, а четвертым мне бы хотелось увидеть драматический, – рассказывает Михаил Бычков. – На будущее ведем переговоры с “Гешером”, но на нынешний фестиваль я искал камерный спектакль, отсмотрел несколько рекомендованных мне, но остановился не на драматической постановке, а на хип-хоп опере, поскольку такого жанра никогда не было на Платоновском фестивале. Я увидел Incubator Theatre и познакомился с их продюсером на фестивале в Тбилиси. Несмотря на то, что в израильском посольстве произошла смена команды и атташе по культуре не было до последнего времени, мы всё решили с новой командой, которая провела кропотливую работу и отчасти профинансировала приезд на Платоновский фестиваль в 2016 году спектакля “Город” Incubator Theatre и участника нашей музыкальной программы – композитора, пианиста и дирижера Биньямина Юсупова. Так что Израиль в этом году представлен у нас двумя проектами».

Incubator Theatre – первая и уникальная в своем роде театральная компания хип-хопперов. Группы хип-хопперов, выступавшие в пабах, были взяты «под крыло» театральным педагогом Рони Рокетом. Одна из них, в составе которой Омер Хаврон, Дорит Лилен, Амит Улман и Омер Мор (трое из которых дружат со школьных лет), смешав музыкальные жанры, написали пародию на американский детектив в стиле 1940-х – о том, как к циничному полицейскому является роковая красотка и «разводит» его на поиски пропавшей сестры. Разговор со зрителем на языке рэпа, бит-бокса и бесконечных речевых приколов на английском нашел своего благодарного зрителя среди продвинутой воронежской молодежи – несмотря на не вполне адекватный перевод (непростое это дело – переводить чужеземный слэнг), «посвященный» зал реагировал на каждую шутку, наводя на мысль, что наконец-то найден культурный код, снимающий языковые и культурные барьеры. Спектакль дважды прошел с триумфом, а Амит Улман – лидер группы и автор текстов – выступил еще и на Поэтическом слэме в Арт-центре «Коммуна» и, кажется, стал культовой фигурой для воронежских рэпперов.

«Для молодых очень важна принадлежность к какому-то сообществу, в котором они понимают друг друга. В спектакле есть три составляющие: современная поэзия, музыкальная и актёрская игра, соединяющая в себе живой театр, и передразнивание. Это не мой театр, но я понял не только социальную, но и эстетическую его необходимость – вся история фестиваля состоит в многоликости, разнообразии форм, в которых может существовать театральный спектакль», – объясняет Михаил Бычков, почему выбрал спектакль Incubator Theatre для фестиваля.

Тем временем в Воронежском оперном театре впервые в истории Платоновском фестиваля прошел творческий вечер композитора – «наш бывший соотечественник» Биньямин Юсупов исполнил на фортепиано увертюру «Фестивальный пульс» и дирижировал свой Viola Tango Rock Concerto для альта, соло на альте исполнял Максим Рысанов. Затем Юсупов солировал за роялем Concerto Intimo для фортепиано с оркестром, а Максим Рысанов встал за дирижерский пульт, что стало его российской премьерой. «Мы изначально хотели пригласить Венгерова, для которого был написан танго-рок-концерт, но долго не могли договориться с его агентом. Так возникла фигура самого автора – Биньямина Юсупова. Авторский вечер, где композитор исполняет свои произведения, – дополнительный стимул для героя вечера. И очень важное для фестиваля начинание», – говорит Бычков. Дебют Юсупова на Платоновском фестивале прошел с большим успехом, часть танго-рок-концерта, сопровождавшаяся выступлением чемпионов Европы по аргентинскому танго Сагдианы Хамзиной и Дмитрия Васина, была даже по просьбе публики повторена на бис, после чего прошла творческая встреча с композитором в Воронежском институте искусств.

Всякий раз фестиваль открывает выставки в музеях и галереях Воронежа. В нынешнем году это, например, экспозиция музея им. Бахрушина «Театр Таирова и Коонен», персональная выставка Владимира Дубосарского, выставка художников нон-конформистов, среди которых Оскар Рабин и Эрик Булатов, а также подборка более чем 250 ослепительной красоты фотокадров из незавершенного фильма Эйзенштейна «Да здравствует Мексика!» и копий его мексиканских рисунков. Одним из авторов мероприятия стал член правления Эйзенштейн-центра Наум Клейман, подготовивший для фестиваля и ретроспективу фильмов Эйзенштейна, которую показывали ежевечерне в арт-центре «Коммуна».

Кстати, с прошлого года команда Платоновского фестиваля проводит в Воронеже фестиваль «Маршак» памяти замечательного поэта Самуила Яковлевича Маршака – также уроженца Воронежской области, слободки Чижовка. Осенью 2015-го напротив дома, в котором Маршак прожил какое-то время у своих родственников, открыли памятник.

Светлана Полякова