Top.Mail.Ru

Искусственная выставка

17.01.2002

В Еврейском музее Нью-Йорка собираются открыть выставку, посвященную Холокосту. На первый взгляд это рядовое событие, о котором не стоило бы писать подробно, а достаточно было бы поместить сообщение в новостную ленту. Однако мы сочли необходимым информировать наших читателей более подробно. Дело в том, что идея организации этой выставки вызвала возмущение у многих евреев. Само название мероприятия уже настораживает: “Отражение зла: изображения нацистов и современное искусство”. Член совета Американского мемориального музея Холокоста Менахем Розенсафт (Menachem Rosensaft) заявил, что даже беглое знакомство с материалами предстоящей выставки привело его в ужас. “Подобной композиции я не видел ни разу, — говорит он. – Пожалуй, трудно найти более изощренный способ оскорбить евреев, чем выставить эти картины в Еврейском музее. Я удивляюсь, как они могли пройти предварительный просмотр, ведь с первого взгляда видно, что это такое!” Действительно, несмотря на заверения организаторов выставки, что все полотна принадлежат кисти “признанных мастеров современного искусства”, они практически являются пропагандой нацизма.



Пресс-секретарь музея Энн Шер (Anne Scher), впрочем, не видит ничего предосудительного в работах “молодых дарований”. “Все дело в восприятии, — говорит она. – Художники предлагают нам задуматься над тем, как образы и символика нацизма вписываются в современность, какое место они занимают в современной структуре архетипов зла. Эти картины заставляют нас по-новому взглянуть на те силы, которые породили Холокост”. Когда я учился в университете, мне часто говорили: “Никогда не спорь об искусстве, особенно с искусствоведом. Ты всегда окажешься в дураках”. Слова г-жи Шер еще раз подтверждают эту мысль. Но важно понять одну очень важную вещь. Нет ничего плохого в отвлеченных спорах об эстетике, о “чистом искусстве”, о переосмыслении ценностей и т. д. До тех пор, пока это не оскорбляет конкретных людей, тем более целый народ. Я полностью согласен со словами Энн Шер. Действительно, реанимированные образы фашизма, да еще в цветном изображении, производят очень сильное впечатление на зрителя. Что же касается мыслей о том, “как образы и символика нацизма вписываются в современность”, это бесконечное поле исследования для искусствоведов, специалистов и врачей. Оставим за скобками вопрос, стоит ли писать такие картины, — это личное дело “молодых дарований”. Но стоит ли выставлять эти “шедевры современного искусства” в Еврейском музее, да еще на выставке, посвященной Холокосту?

Человеческая психика чрезвычайно сложна, и зло, представленное в блестящей обертке, да еще вписанное в современную жизнь, претендующее быть частью современной социокультурной реальности, может быть привлекательно. Вот в чем главная опасность подобных выставок! Ни при каких условиях нельзя путать эстетику и реальность. В данном случае мы видим намеренную эстетизацию извращения человеческой психики. К сожалению, это не единичный случай. В 1970-х годах в США вышел фильм “Илза – волчица из СС”. Режиссер говорил, что его задачей было показать, насколько ужасны преступления фашистов, поэтому он решил снять картину про немецкий лагерь, где над евреями ставили медицинские эксперименты. Прошло довольно много времени, прежде чем восторженные критики опомнились и поняли наконец, что на самом деле фильм является настоящим гимном нацизму, расовой ненависти и половым извращениям. Такая же реакция была и на последний фильм Пазолини “120 дней Содома”: сначала шок, затем восторг, потом горькое понимание ради чего было создано это “произведение искусства”. Мы надеемся, что наши читатели поймут, по каким причинам мы не стали прилагать к статье фотографии картин этой экспозиции, так как надеемся, что эта позорная и опасная выставка не состоится, а для этого есть все основания.

Менахем Розенсафт заявил, что приложит все усилия, чтобы бойкотировать выставку. Он информирует еврейскую общественность Америки о том, что на самом деле представляют собой эти картины. Директор Антидиффамационной лиги Авраам Фоксман (Abraham Foxman) сказал, что бойкот, возможно, слишком строгая мера, однако добавил: “Я допускаю, что эта выставка может оскорбить некоторых людей, прошедших Холокост”. Скандал вокруг не открывшейся выставки дошел до властей Нью-Йорка. Мэр М. Блумберг (M. Bloomberg) пока пытается избежать конфронтации и занимает нейтральную позицию. “Мне кажется, что власти не должны говорить музею, что делать, а что нет”, — заявил он. Однако судя по масштабам, которые принимает скандал, в ближайшее время мэру придется высказать свою точку зрения, и мы надеемся, что она будет правильной.


Александр Штейнман

{* *}