Американцам покажут наследие русских евреев

10.03.2014

В Нью-Йорке готовится к открытию Музей Русско-Американского наследия (Russian American Heritage Museum), который разместится в стенах Центра русской культуры в районе Брайтон-Бич. Экспозиция музея расскажет о знаменитых выходцах из Российской империи и бывшего Советского Союза, внесших весомый вклад в различные сферы жизни американского общества. 


Численность русскоязычной общины США составляет сегодня, по приблизительным оценкам, порядка 3 млн человек (около 1% всего населения страны), однако общее число выходцев из Российской империи и бывшего СССР, эмигрировавших в Америку с конца XIX века, подсчету не поддается. Неудивительно, что открытие в Нью-Йорке Центра русской культуры, а в его рамках — Музей Русско-Американского наследия (Russian American Heritage Museum), который подчеркнет их вклад в развитие американского общества, — самое ожидаемое событие для всей «русской Америки». Есть и другая, имиджевая, задача. В сознании многих американцев образ русского иммигранта прочно ассоциируется с различного рода противозаконной деятельностью. Коллекция музея призвана развеять этот стереотип, рассказав широкой публике истории успеха знаменитых американцев из числа представителей русской эмиграции, и таким образом поднять престиж всей общины. Экспозиция будет двуязычной (на русском и английском языках), что, как надеются создатели музея, привлечет в Центр русской культуры американскую публику. 

Среди персонажей экспозиции прославленные ученые, политики, бизнесмены, звезды шоу-бизнеса. Не всем известно, к примеру, что основатель обувной компании Timberland Натан Шварц — выходец из Одессы, эмигрировавший в Соединенные Штаты перед началом Первой мировой войны, а создатель косметической империи Max Factor Максимилиан Факторович родился в польской Лодзи (в 1872 году территория Российской империи). Факторович владел магазином, где продавал кремы и ароматы, был официальным поставщиком косметики для российской аристократии и императорского двора. В феврале 1904 года он с семьей и 40 тысячами долларов поднялся на борт корабля, отплывавшего в Новый Свет. На пункте приема иммигрантов в нью-йоркской бухте, на острове Эллис, таможенник для удобства сократил его фамилию до «Фактор», тем самым фактически придумав один из самых узнаваемых американских брендов, которому в 2014 году исполняется уже 110 лет.

Особое место будет отведено стендам, посвященным деятельности организаций, которые помогали вновь прибывшим иммигрантам адаптироваться в новой среде. В их числе «Наяна» (Нью-йоркская ассоциация для новых американцев, занимавшаяся приемом и устройством еврейских иммигрантов после Второй мировой войны), «Хиас» (HIAS, Общество помощи еврейским иммигрантам), «Толстовский фонд» (основанный в 1939 году дочерью Льва Толстого благотворительный фонд содействия русским эмигрантам) и другие.

«При отборе героев экспозиции мы руководствовались двумя критериями: принадлежностью места рождения их самих или их прямых предков к территории Российской Империи, Советского Союза и современной Российской Федерации, а также тем, какой вклад они внесли в историю Соединенных Штатов, — рассказывает о принципах организации коллекции директор музея Рика Карбутова. — Мы уже изучили около тысячи биографий, но в основную экспозицию будет включено порядка 200 самых ярких персоналий. И, конечно, говорить об их “русскости” приходится всегда с оговорками, поскольку русскоязычные иммигранты в Америке были в большинстве своем евреями. Практически все герои нашей экспозиции имеют еврейские корни».

Традиционно музейные экспозиции, посвященные русскоязычной иммиграции, составлены из архивных документов, дневников, воспоминаний очевидцев. Таков, например, Музей русской культуры в Сан-Франциско, основанный потомками так называемой «белой эмиграции».
Держащийся на плаву исключительно благодаря стараниям энтузиастов, он давно превратился в архив, представляющий интерес лишь для узкого круга причастных. Музей Русско-Американского наследия в Нью-Йорке предлагает совершенно иной взгляд на концепцию исторического музея. Во-первых, он будет не только о прошлом, но и о настоящем — о современном поколении русскоязычных иммигрантов, активно вовлеченных в жизнь американского общества. Во-вторых, к его созданию привлечены авторитетные историки, профессиональные декораторы и дизайнеры выставочных пространств.

По словам директора музея, одной из наиболее важных задач при составлении коллекции стало обеспечение достоверности сведений о русских корнях ее героев, ведь среди них «люди, которые известны не только в США, но и во всем мире». «Скрупулезной проверкой всей информации занимается авторитетный научный деятель Игорь Котлер — кандидат исторических наук, выпускник Университета Калифорнии, многие годы сотрудничавший с фондом Спилберга “Пережившие Шоа” и Музеем еврейского наследия в Нью-Йорке», — рассказывает Рика Карбутова.

Дизайн-проект помещения музея разрабатывает студия Boym Partners, основанная в 1986 году архитектором Константином Боймом, известным в Европе и Америке своими проектами выставочных пространств. В 2009 году Boym Partners была удостоена высшей награды в области дизайна от правительства США. «Подробности раскрывать не буду, но это будет живое интерактивное пространство, со стилистически оборудованными экспозиционными нишами, специально организованными пространствами для отдыха и проведения семинаров, интересными инсталляциями», — обещает Рика Карбутова.

Все финансовые затраты по оборудованию и организации работы музея взял на себя бизнесмен Эдуард Шнайдер, совладелец сети супермаркетов Net Cost Market. Огромное здание бывшего театра «Миллениум» на Брайтон-Бич, многие годы бывшего одним из главных центров русской культуры в Америке, в начале 2010-х было выставлено на продажу, рассказывает Шнайдер. Изначально ему предложили выкупить помещение под торговые площади. «Когда я осматривал здание в качестве потенциального владельца, меня охватило странное чувство, — делится впечатлениями бизнесмен. — Фактически этот театр — единственный островок русской культуры в Нью-Йорке, и, учитывая, что, по разным оценкам, в городе и его окрестностях проживает более миллиона русскоязычных иммигрантов, картина моим глазам предстала очень плачевная. Все запущено, потрепано временем. Стало обидно за всех нас, ведь моей дочери даже некуда привести своих одноклассников, чтобы рассказать им о своей культуре. С того момента мысль о том, чтобы открыть в Бруклине Центр русской культуры, за который будет не стыдно всем русскоязычным иммигрантам, захватила меня целиком. В течение месяца мы заключил контракт на покупку здания, сменили прежнее название на новое — “Мастер-театр” — и начали большую переделку».

Помимо Russian American Heritage Museum, в Центре русской культуры разместится концертная площадка с залом на 1400 мест, Театр юного актера, магазины и многое другое.

«Работа над реальной экспозицией идет полным ходом, но назвать конкретные сроки открытия я пока не могу. Однако виртуальная версия музея уже практически готова и будет доступна в течение месяца в интернете», — подытоживает Рика Карбутова.


Юлия Шейн