Top.Mail.Ru

Еврейская жизнь на нью-йоркском экране

10.01.2013

Вчера в Нью-Йорке открылся ежегодный Фестиваль еврейского кино (NYJFF), на котором представлены художественные и документальные ленты из девяти стран. 


В городе, где кинофестивалями, мягко говоря, никого не удивишь (их здесь возможно больше, чем дней в году), NYJFF пытается выделиться, продемонстрировав многогранное лицо еврейского кино во всех его проявлениях.

В этом году фестиваль проходит уже в 22-й раз. В его программу включено 45 фильмов — как художественных (полнометражные и короткий метр), так и документальных. В рамках фестиваля состоится премьерный показ нескольких израильских картин. Американской аудитории будут представлены «Баллада плачущей весны» Бени Торати, «Отключающий воду» Идана Хубеля, «Пятое небо» Дины Цви-Риклис. В программе документального кино также участвует несколько израильских лент: «Жизнь в безмолвии» Тамар Таль, «Пронумерованный» Даны Дорон и Уриэля Синая, «Давайте танцевать» Габриэль Библиович и другие.

Посмотрев фильмы, представленные в программе фестиваля, можно не только больше узнать об актуальных проблемах израильского общества, но и познакомиться с биографиями великих людей. Так, германский фильм «Ханна Арендт» рассказывает о четырех годах из жизни одного из крупнейших мыслителей XX века. В ленте показана поездка Арендт в Израиль, где она присутствовала на процессе над Адольфом Эйхманом.

Оригинальный взгляд на Холокост предлагает работа французских документалистов Клары Куперберг и Жоэля Остерлинка «Искусство Шпигельмана». Лента рассказывает об известном писателе и художнике Арте Шпигельмане, создателе широко известной графической новеллы «Маус», посвященной Холокосту.

Еще один оригинальный документальный фильм, представленный в программе, — «Как воссоздать водочную империю» американца Дэна Эдельштейна, рассказывающий трогательную историю бабушки режиссера.

Израильская документальная лента «Жизнь в безмолвии» Мириам Вайсенштейн посвящена борьбе бабушки и внуки за сохранение старого семейного бизнеса — фотоателье в Тель-Авиве, переживающего не лучшие времена из-за наступления новых технологий.

В программе представлены две израильские картины, привлекающие внимание неординарным взглядом на актуальные социальные проблемы современного еврейского государства: «Отключающий воду» Идана Хубеля и «Полицейский» Надава Лапида. Обе ленты посвящены становящейся в последнее время все более актуальной проблеме усиления социального неравенства. У героя картины «Отключающий воду» непопулярная работа: он отключает воду тем, кто задолжал за коммунальные услуги. Над ним все издеваются, ему угрожают, он и сам не рад, но продолжает ходить с ведром и разводным ключом по задним дворам. У него нет денег даже для того, чтобы дать сыну несколько шекелей на карманные расходы. Зачем он продолжает ходить на эту работу? Почему не взбунтуется?

«Полицейский» Лапида — жесткое и крайне неожиданное кино, сталкивающее два идеальных мира. Первая половина фильма знакомит зрителей с полицейским из антитеррористического отдела — милейший человек, молодой, здоровый, сильный, у него беременная жена, хорошая, простая и понятная работа. Примерно столько же экранного времени посвящено революционной группировке, которая хочет обратить внимание общества на социальное неравенство — возможно, начать революцию. Милейшие люди, возвышенные, умные, верящие в идею так, как можно было верить в нее лет сорок назад. В финале полицейские встречаются с радикалами.

Программа фестиваля представляет множество непохожих друг на друга картин, столь же разнообразных как и сама еврейская жизнь, пытающаяся в одно и то же время сохранить традицию и следовать самым новым трендам. 

Николай Лебедев

{* *}