Бежавшие в Голливуд

24.11.2014

В 1930-е годы, спасаясь из охваченной нацистским безумием Европы, кинорежиссер Генри Костер с женой и несколькими друзьями эмигрировал в Соединенные Штаты. Свое драматическое путешествие из Венгрии в Калифорнию он запечатлел на кинопленке. Снятый Костером самодельный фильм «Из Европы в Голливуд» не был предназначен для публичного просмотра и демонстрировался исключительно в узком семейном кругу. Сегодня эту ленту могут увидеть посетители выставки «Свет и тьма. Беженцы и эмигранты в Голливуде, 1933–1950», которая проходит в культурном центре «Скирбалл» в Лос-Анджелесе.


Экспозиция посвящена судьбам целой плеяды европейских деятелей киноискусства, преимущественно еврейского происхождения, эмигрировавших в США с приходом к власти в Германии нацистов. Наряду со своими предшественниками, перебравшимися в Америку несколькими десятилетиями ранее и стоявшими у истоков Голливуда, эти кинематографисты смогли изменить «фабрику грез», сделав искусство кино понятным и близким миллионам зрителей по всему миру. Выставка, на которой представлены плакаты, афиши, отрывки из фильмов и сценические костюмы, позволяет окунуться в эпоху «золотого века» Голливуда.

В 20-е годы когорта талантливых деятелей киноискусства превратила Берлин в центр мирового кинематографа. Однако установление нацистского режима заставило большинство из них покинуть страну. Те же из них, кто остался в Германии, как, например, Лени Рифеншталь, были вынуждены снимать пропагандистское кино по заказу новой власти.

Голливуд же в начале 1930-х превратился в своего рода еврейскую вотчину. Большинство крупных киностудий возглавляли евреи — Луис Майер (MGM), Адольф Цукор (Paramount), братья Уорнер. Правда, свое еврейское происхождение они не афишировали, чтобы не давать почву для антисемитских нападок. После прихода к власти в Германии нацистов воротилы Голливуда начали предпринимать усилия, чтобы помочь талантливым европейским кинематографистам эмигрировать в США и продолжить работу в индустрии. Так, глава студии Universal Карл Леммле содействовал выдаче въездных виз в США нескольким сотням деятелей киноискусства из Европы.

Один из героев выставки — Эрнст Любич, немецкий еврей, приехавший в Голливуд еще в 1920-е годы. Любич прославился так называемыми «салонными комедиями», сочетавшими юмор с философским взглядом на жизнь и остроумным эротическим подтекстом. Любичу в своих фильмах удавалось обходить принятый в 1930 году этический «кодекс Хейса», запрещавший изображать непристойность на экране.

Эмигрировавший в Голливуд из Вены в 1934 году Фриц Ланг, тоже еврей по происхождению, считается одним из создателей нового жанра «нуар». Картины, снятые в этой эстетике, запечатлели атмосферу пессимизма, разочарования и цинизма, царившую в американском обществе в годы Великой депрессии и Второй мировой войны.

Еще одним признанным мастером стиля нуар считается уроженец Австрии Билли Уайлдер, который приехал в США после присоединения его родины к Третьему рейху в 1938 году. Во второй половине 40-х и в 1950-х годах Уайлдер был одним из самых востребованных режиссеров Голливуда. Ключом к успеху он считал предельное внимание к сюжету, меткость и афористичность реплик, углубленную работу с актерами. Картины Уайлдера тех лет посвящены таким нетипичным для Голливуда темам, как алкоголизм, нацистские концлагеря, проституция и бессмысленность современной жизни. Наиболее интересной его работой критики признают «Зарубежный роман» (1948) с Марлен Дитрих в главной роли. Фильм, поставленный Уайлдером в изобретенном им жанре «оккупационного водевиля», посвящен моральному разложению американских солдат в послевоенном Берлине. Фирменные вокальные соло Дитрих — с сигаретой в длинном мундштуке на подиуме офицерских клубов — добавляют этой изобретательной «гусарской» комедии минорную ноту.

На европейском материале основана и комедия Эрнста Любича «Быть или не быть» (1942), вошедшая в историю кинематографа как одна из лучших антивоенных и антифашистских картин. В варшавском театре в 1939 году ставят антинацистскую пьесу под названием «Гестапо». Одним из действующих лиц является Адольф Гитлер, который на приветствие «Хайль Гитлер!» отвечает: «Хайль мне!»

Однако для многих европейских переселенцев «фабрика грез» превратилась в фабрику утраченных иллюзий. Одни не смогли найти в новой стране применение своим талантам и едва сводили концы с концами, другие подверглись преследованиям, когда начала работу знаменитая комиссия сенатора Маккарти по расследованию антиамериканской деятельности. Целому ряду ведущих голливудских актеров и режиссеров были выдвинуты обвинения в прокоммунистических взглядах. Некоторые из них, например, композитор Ханс Эйслер, были даже вынуждены уехать из США.


Николай Лебедев

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...