Top.Mail.Ru

Исландцы становятся антисемитами

03.02.2009

Вряд ли кто-то мог бы предположить, что волна антисемитизма, вызванная операцией «Литой свинец», затронет и еврейскую общину Исландии.

«В исландском языке термин “сионист” является оскорблением», — заявляет Вильяльмур Эрн Вильяльмсон, датский профессор еврейского происхождения, изучающий историю иудейской общины Исландии.

На днях в прессе освещался вот какой случай: владелец рейкьявикской мастерской по ремонту велосипедов заявил о своем отказе впредь обслуживать евреев, несмотря на порицание со стороны правительства. Действия предпринимателя могут отражать общие антисемитские настроения населения Исландии.

«Я боюсь, что члены кабинета министров могут использовать эти настроения и разорвать отношения с Израилем», — заявляет Вильяльмсон.

Еврей, который предпочел скрыть свое имя из соображений безопасности, соглашается с ним. «Я пытаюсь понять, будут ли какие-то серьезные последствия для евреев в связи с приходом к власти нового правительства, — говорит он. — Наши власти действительно могут разорвать отношения с Израилем».

Этот уроженец США переехал в Исландию, осел там и женился. «Быть евреем в Исландии очень трудно». Он сетует на отсутствие синагог, раввинов и еврейской общины.

Профессор Вильяльмсон посещает Исландию дважды в год. Он обеспокоен сложившейся после начала военной операции в Газе ситуацией. «Каждый раз, когда разгорается палестино-израильский конфликт, пламя антисемитизма вспыхивает с новой силой, — говорит датский профессор. — Мало того, в Исландии мы сталкиваемся с обществом, где антисемитизм практически никогда  не порицался после окончания Второй мировой войны».

Сейчас антиизраильские настроения в стране очень сильны. Согласно данным недавнего социологического опроса, только 3 процента респондентов заявили о своей поддержке Израиля. 70 процентов были на стороне палестинцев. Это показывает отношение к евреям вообще и к израильтянам в частности в Исландии, несмотря на недавний брак президента Олафура Рагнара Гримсона и Дорит Муссаеф, израильтянки, ставшей первой леди страны.

«Когда страна становится банкротом, настроения у людей меняются, — поясняет Вильяльмсон. — Даже несмотря на все положительные отзывы о Дорит, люди говорят, что исландец не должен был жениться на еврейке».

Несмотря на все это, еврейский житель Рейкьявика заявил, что чувствует себя довольно спокойно и уж тем более не нервничает из-за продавца велосипедов, который отказался обслуживать евреев: «Какое количество исландских евреев имеют велосипеды? Сколько из них посещают его магазин? Это просто рекламный трюк. Надо же как-то продавать велосипеды, когда на земле 25-сантиметровый слой снега».

Исландцы получили первые сведения о евреях из Библии и называли их gyðingar. Этот термин впервые стали  употреблять монахи, писавшие исландские саги, в XI веке, а уже в XIII была написана «Сага о евреях». Это был частичный перевод «Первой книги Маккавеев» и трудов Иосифа Флавия.

Первые евреи, поселившиеся в Исландии, были торговцами. В 1853 году Альтинг (парламент) отклонил предложение датского короля о предоставлении евреям права на проживание в Исландии. Через два года предложение было пересмотрено, однако ни один еврей не решился перебраться в этот суровый край. В 1938 году, после того как Дания запретила въезд австрийским евреям, Исландия последовала ее примеру. Во время Второй мировой войны численность евреев увеличилась за счет базировавшихся на острове американских войск. Была проведена первая коллективная молитва, отпразднованы первая бар-мицва и Рош а-Шана (еврейский новый год). В 1955 году писатель Альфред Фишер посетил Исландию и заметил, что практически все евреи ассимилировались и взяли себе исландские имена, как того требовал закон. Большинство из них не были религиозными, некоторые скрывали свое происхождение. В настоящий момент численность евреев очень мала и организованной еврейской общины в Исландии не существует.

Дмитрий Авдосьев

{* *}