Интервью

Эдуард Шифрин

Проклятие первых детей

20.01.2017

В продолжение бесед о науке и религии крупный бизнесмен и ученый, фигурант списка Forbes и филантроп Эдуард Шифрин объяснил, кто на самом деле изнасиловал Ноя после выхода из ковчега, за что были прокляты народы Ханаана и почему евреи получили право на Святую землю.

Вы верите в проклятия?
– Согласно концептам иудаизма, проклятия по сути своей являются обращением к суду Всевышнего, и особенно сильны проклятия праведников. Примеры мы находим в Торе. Например, Яаков сказал Лавану: «Если среди моих людей есть тот, кто украл твоих идолов, пусть он умрёт», и забравшая идолов Рахель умерла, несмотря на все свои колоссальные заслуги. Наши мудрецы говорят: «Всевышний управляет миром, а Всевышним управляют праведники». Ной был праведником в своём поколении, поэтому его проклятие имело особую силу.

Почему в иудаизме таким важным значением наделяется проклятие народов Ханаана?
– Потому что проклятие самого Ханаана и его потомков явилось до некоторой степени «юридическим основанием» того, что земля Ханаан была отдана Аврааму и еврейскому народу. «Земли десяти народов, произошедших от сыновей Ханаана, были отданы нашему праотцу Аврааму – ведь всё потомство Ханаана было проклято на вечное рабство», – пишет великий еврейский философ Нахманид.

Ханаан ведь был сыном Хама, а тот, в свою очередь, сыном Ноя.
– В библейском тексте сыновья Ноя перечисляются в следующем порядке: Шем, Хам и Иафет. При этом Нахманид считал, что Хам – самый младший из братьев, основывая такой вывод на фразе: «И очнулся Ной от своего опьянения, и узнал, что сделал ему его малый сын». Впрочем, другой великий еврейский мудрец Раши полагал, что Хам отнюдь не был младшим сыном Ноя, а слова «малый сын» следует понимать, как «презренный» или «порочный».
В то же время мы знаем, что Иафет был старше Шема, так как сказано: «Сыновья родились у Шема, он был братом Иафета-старшего».

Почему же тогда в библейском тексте Шем указан первым?
– Нахманид объясняет это его праведностью и достоинствами. Впрочем, из того, что Иафет старше Шема, совершенно не следует, что Иафет старше Хама.

Так кто же там был старшим?
– Чтобы разобраться, надо выполнить логический анализ. Первое, что мы знаем – в Торе сыновья Ноя употребляются в такой последовательности: Шем, Хам и Иафет. Второе – Иафет был старше Шема. Третье – Шем, согласно Нахманиду, поставлен на первое место только благодаря своей праведности. Поэтому у нас получаются три возможные последовательности их рождения:
1) Иафет, Шем, Хам
2) Иафет, Хам, Шем
3) Хам, Иафет, Шем.

А с учётом комментария Раши, что Хам не был младшим, можно предположить, что сам Хам и был первенцем.

Какое это вообще имеет значение?
– По факту своего рождения первенцы в те времена получали значительные привилегии – как властные, так и имущественные – по сравнению с остальными детьми. Первенец был в семье вторым по могуществу после отца, а при разделе наследства первенцу полагалась двойная доля по сравнению с остальными детьми. Поэтому огромный интерес представляет поведение первенцев. Например, первенцем был Каин, и он, наделённый большей властью, чем брат его Авель, убил его.
Если же интересоваться дальнейшим потомством Хама, то мы находим в Священном Писании фразу: «Вот сыновья Хама – Куш, Мицраим, Пут и Ханаан». Раши на основе этого перечисления называл Ханаана четвёртым по старшинству сыном Хама. Однако выдающийся еврейский мыслитель Нахманид считал Ханаана старшим сыном, первенцем Хама, объясняя это фразой: «Хам, отец Ханаана», которая появляется в тексте чуть раньше, и трактуя ее так: в тот момент у Хама других детей еще не было. А то, что в родословной Ханаан приведен последним, объясняется его порочностью. Таким образом, Ханаан был первенцем у Хама, а тот, в свою очередь, мог быть первенцем у Ноя.

Почему эта ветвь потомков Ноя оказалась проклятой?
– «И стал Ной человеком земли, и посадил виноградник, и выпил вина, и обнажился в шатре. И увидел Хам, отец Ханаана, своего отца обнажённым, и рассказал двум братьям своим. И очнулся Ной от своего опьянения, и узнал, что сделал ему малый сын. И сказал: “Проклят Ханаан, рабом рабов он будет у своих братьев!”», – гласит библейский текст. И возникают вполне закономерные вопросы: что сделал Хам с отцом и почему Ной в ответ проклинает не сына, а внука? В ответ на первый вопрос существуют две версии: по одной из них он был оскоплён сыном, по другой – изнасилован им.
Нахманид считал, что Ной не мог взять и проклясть Хама, так как до этого Хам был благословен Всевышним, и потому проклял его потомство. Однако мне кажется, что праведник Ной не мог проклинать невинного внука и его потомство. И тут важно вспомнить комментарий знаменитого еврейского философа и поэта ибн Эзры, который отметил, что зачастую «малым сыном» называют внука.

Какова была роль внука в той ситуации?
– Ханаан – одно из действующих лиц той истории. И человек он был, по меркам того времени, достаточно взрослым – ведь он родился уже после выхода из ковчега, а с тех пор к тому моменту прошло как минимум 15 лет. По канонической версии, Ной был оскоплен сыном с целью предотвращения рождения других детей – потенциальных наследников. В подтверждение этой версии Раши приводит слова: «И воскликнул Ной: “По твоей вине мне не стать отцом четвёртого сына, который заботился бы обо мне”». Однако если бы Ной и его жена сохраняли способность к деторождению, то за минувшие с исхода из ковчега 15 лет у них родились бы дети, но этого не произошло. Отсюда можно сделать вывод, что Ной и его жена к тому времени уже потеряли способность к деторождению и оскоплять Ноя не имело смысла.
Остаётся версия с изнасилованием. И тут надо вникнуть, что же произошло? «И увидел Хам, отец Ханаана, своего отца обнажённым, и рассказал двум братьям своим», – сказано в тексте. Комментируя эти строки, ибн Эзра пишет: «Хам увидел обнажённого отца и не прикрыл его, как позднее сделали братья, но рассказал об этом, а Ханаан услышал и сделал “нечто”. Писание не открыло нам, что там было сделано, но сделал это Ханаан». И из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что это было изнасилование.

Драматичная жизнь у первенцев.
– Судьба первенцев патриархов вызывает особый интерес. Ишмаэль был лишён первородства своим отцом Авраамом. Эйсав, первенец Ицхака, продал своё первородство брату Яакову. В свою очередь, Реувен, первенец Яакова, также был лишён первородства своим отцом – оно перешло к детям другого брата, Иосифа, и опять не по прямой схеме: Яаков перед смертью первым благословил не Менаше, первенца Иосифа, а его младшего брата Эфраима.
Особо следует остановиться на истории Эйсава и Яакова. Если Ишмаэль и Реувен были лишены первородства своими отцами, то Эйсав отдал его добровольно. Возникает вопрос: почему? По моему мнению, одним из возможных объяснений может стать описание особенностей рождения Эйсава и Яакова: «Первым вышел наружу красный, покрытый волосами, как плащом. И назвали его Эйсав. А потом вышел брат его, и рука его держала Эйсава за пятку. И назвали его Яаков».
Раши давал на эти строки следующий комментарий: «Яаков справедливо схватил его, чтобы удержать и не дать выйти из утробы прежде него, так как на самом деле Яаков был зачат первым, а Эйсав – вторым». Яаков и Эйсав были разнояйцовыми близнецами! Согласно современным научным исследованиям, зачатие разнояйцовых близнецов может различаться по времени от нескольких минут до семи дней, и определить, кто был зачат первым, невозможно. В то же время между выходом из утробы разнояйцовых близнецов всегда есть временной промежуток – от пятнадцати минут до часа. И то, что в описании рождения Яакова и Эйсава данный временной промежуток отсутствует, свидетельствует – мы имеем дело с чудом. И именно это чудесное, не наблюдаемое в реальной жизни рождение доказывает то, что Яаков должен был выйти из утробы первым. Думаю, Эйсав добровольно отдал первородство, поскольку оно ему не принадлежало.

Можно даже сказать, что даже заработал на этом – так как не отдал, а продал.
– К слову, интересно, что такое же чудесное рождение близнецов произошло у Тамар. Что же касается первенцев, то надо сказать, что и величайший пророк, Моисей, не был первенцем. После же грехопадения у золотого тельца первенство как таковое перешло в еврейском народе от старших сыновей к колену Леви. Непокорный Авшалом восстал против своего отца, царя Давида. Энош же – первенец в своём поколении – ввёл поклонение идолам.

Какие выводы вы из этого делаете?
– Не все первенцы грешники, но практически все грешники, описанные в священных текстах, были первенцами.

Почему так?
– Для того чтобы это понять, надо вернуться назад, к самому первому первенцу – Адаму. Его грех достаточно подробно описан, но что произошло на смысловом уровне? Всевышний дал Адаму огромную власть над всем миром, Адам же злоупотребил этой властью и более того – привнёс в мир грех злоупотребления властью как таковой. Если вдуматься, то в основе проблем человечества – войн, конфликтов, страданий – лежит злоупотребление властью. Пример, как надо пользоваться властью, подаёт сам Творец: в своем отношении к миру он всегда балансирует между мерой суда и мерой милосердия, никогда не злоупотребляя властью.
Описанные в Торе судьбы первенцев показывают, что на людей, наделённых властными и другими привилегиями, оказывает усиленное воздействие злой импульс, который побуждает их этой властью злоупотребить. И для того чтобы устоять, они должны вырабатывать в себе высокие моральные качества: ответственность и справедливость, любовь к людям и милосердие. Самым ярким примером подобного человека был Авраам.
Последний Любавический Ребе в «Лекутей Сихот» писал: «Когда человек наделён чем-то большим, чем его ближний, то и злого начала в нем также больше, чем у его ближнего. Поскольку мы обладаем свободой выбора, то власть святости сбалансирована противоположными ей силами. И человек, наделённый бóльшим, имеет бóльшую власть в аспектах святости, но также его злое начало обладает большей силой». Всевышний не даёт привилегии навсегда, и человек, пользующийся ими во зло, хорошо не закончит. Первый может стать последним, как царь Саул, и последний может стать первым, как царь Давид.