Top.Mail.Ru

Интервью

Лия Панцалашвили

«Место в реанимации без очереди»

24.01.2017

Лия Панцалашвили – инструктор Московского центра крав-мага, израильской системы самообороны и рукопашного боя. В интервью Jewish.ruона рассказала, как придумали крав-мага во время еврейских погромов, почему система более популярна в России, нежели в Израиле, и зачем на тренировках бьют друг друга током.

Крав-мага была создана благодаря Ими Лихтенфельду или Ими Сде-Ору. Он был очень талантливым спортсменом, практиковал борьбу, бокс, гимнастику. Все эти навыки и знания ему передал отец, который был оперуполномоченным полиции и тренером по рукопашному бою. Зародилась система крав-мага в родном городе Ими – Братиславе – в конце 30-х годов прошлого века. В Братиславе тогда начался антисемитский террор, и Лихтенфельд с группой друзей-спортсменов защищал еврейские кварталы от погромов. В этих столкновениях предпочтение отдавалось эффективным приемам, которым можно было быстро обучить людей.

Однако вскоре нацисты полностью взяли Братиславу под свой контроль, и Ими решил бежать в Палестину. На организацию и осуществление побега ушло два года. Там Лихтенфельд попал в подпольную военную организацию «Хагана», где был назначен тренером по рукопашному бою. В 1948 году, после запрета «Хаганы», он стал инструктором по самозащите в Армии обороны Израиля. Именно здесь крав-мага сформировалась как боевая система. В силовых структурах он прослужил 28 лет до своей отставки.

После того как Ими покинул ряды вооруженных сил, он стал преподавать крав-мага для гражданского населения. Сначала на занятиях он носил кимоно как дань уважения борьбе, которой он посвятил много лет своей жизни. Однако позднее Ими перешел на повседневную одежду, чтобы приблизить тренировки к реальности. Максимальная реалистичность – это один из главных принципов тренировок по крав-мага.

В ходе занятий Ими сформировал круг своих лучших учеников. Самым молодым из них был Эяль Янилов, в настоящее время – руководитель Krav Maga Global (KMG). Лихтенфельд очень ценил его за особый склад ума – Янилов умел очень грамотно структурировать и передавать полученную информацию. Благодаря доверию основателя школы Эяль получил разрешение на формирование собственных обучающих программ крав-мага. Так появилась современная структура тренировок крав-мага – деление на уровни подготовки, изучение материала от простого к сложному.

Лихтенфельд и его лучшие ученики создали Израильскую Ассоциацию крав-мага (IKMA). Однако в ходе дальнейших тренировок ученики стали расходиться в отношении некоторых аспектов, поэтому Ими предложил Эялю и его соратникам создать отдельную организацию. Так появилась Международная федерация крав-мага (IKMF). С этого момента Янилов начинает ездить по городам мира, рассказывая о крав-мага и продвигая израильскую систему самообороны в массы. Примечательно, что другие ученики не очень любили Эяля в силу его молодости и новшеств, которые он применял в крав-мага. Эяль полагал, что мир не стоит на месте, меняются и потенциальные противники, поэтому требуются постоянные изменения и поправки в базовые техники. Кроме того, Эяль придумывал новые программы в зависимости от целей ученика. То, что необходимо военным, может никогда не понадобиться гражданскому лицу. Ими одобрял начинания своего ближайшего соратника, о чем говорил письмах, которые до сих пор хранятся у Эяля.

В настоящее время KMG является самой мощной организацией с десятками отделений по всему миру среди других направлений крав-мага. Центральный офис KMG находится в Израиле, где часто проводятся сборы. Туда стекаются сотни людей со всего мира. У Эяля есть две основные команды: Krav Maga Global Team – эксперты крав-мага (их количество не превышает 6-7 человек), которым разрешено создавать курсы для инструкторов, и Krav Maga International Team – это руководители филиалов в разных странах.

Главная особенность крав-мага в ее всесторонней универсальности. Крав-мага обучает защите от любого нападающего, вне зависимости от того, каким единоборством он занимается. Крав-мага включает элементы практически всех современных направлений единоборств и фитнеса. Работа ведется как в стойках, так и на земле. При этом есть различные виды тренировок: для гражданских, для военных, для женщин, для детей (начиная с четырех лет), для полицейских, для телохранителей, для спецподразделений и так далее. Возраст ученика не имеет значения: на крав-мага ходят и маленькие дети, и люди старше 60 лет. Для кравера не работает возрастная «отмазка»: «Я бы пошел заниматься, но мне уже 40!» Мы на такое отвечаем: «Приходи, занимайся! Тебе всего 40!»

Крав-мага переводится как «ближний бой» и включает три основных направления: рукопашный бой, самозащиту и защиту третьих лиц. Рукопашный бой включает стандартный набор ударов руками и ногами. Самозащита включает совокупность приемов, собранных Ими Лихтенфельдом за его долгую спортивную и боевую карьеру. Защита третьих лиц подразумевает защиту наших родных и близких.

Важным разделом крав-мага является психологическая подготовка. Зачастую в наших тренировках мы применяем упражнения, которые создают стрессовое состояние у занимающегося, чтобы затем он смог выполнить защитную или атакующую технику. В ход идут разные средства: выполнение ударов сразу после тяжелых физических упражнений, выключение света, применение электрошокера, нападение с разных сторон. Суть заключается в полной имитации реальности, чтобы даже в стрессе человек мог среагировать в соответствии с ситуацией.

Таким образом, достигается комплексное развитие по всем направлениям: физическому, морально-психологическому и тактическому. В этом крав-мага разительно отличается от спорта: там есть ринг, есть судьи, есть один противник примерно твоего веса и габаритов. На улице все это не работает, ты можешь столкнуться с человеком в несколько раз больше тебя (особенно это актуально для женщин), с вооруженным человеком или с несколькими противниками.

В связи со спецификой крав-мага соревнований здесь нет. Цель боевой системы – выжить любой ценой, а не набрать максимальное количество очков для победы. Исходя из этого краверы используют «грязные» приемы, такие как удары в пах или в глаза, что недопустимо в любых видах спорта, так как подобные приемы могут привести к серьезным травмам. Сами краверы шутят между собой, что в возможных соревнованиях по крав-мага краверу, занявшему третье место, присуждался бы месяц больничного, занявшему второе – бесплатные костыли, ну а победителю – место в реанимации без очереди. Единственное, что допускают инструкторы – это спарринги по правилам смешанных единоборств.

Гораздо более серьезным испытанием, нежели простые поединки, является сдача на уровень технической квалификации – аналог системы поясов в восточных боевых искусствах. На каждый уровень отводится примерно полгода подготовки. Сдача нормативов длится порядка 6-7 часов, на протяжении которых каждый ученик работает почти без остановок. Экзамен проверяет знание всего пройденного материала, включая приемы, спарринги и силовую подготовку. Смысл – в продолжении борьбы на пороге усталости и морального истощения.

В России активно практикуют крав-мага. Только в Московском центре крав-мага занимаются более двух сотен человек. Как ни парадоксально, во многих странах крав-мага распространена шире, чем у себя на родине, там ее в основном используют спецслужбы. Израильские специалисты больше сосредоточены на подготовке инструкторов, которые продолжат нести боевое искусство в массы.

Андрей Довлатов

{* *}