Top.Mail.Ru

В Москве открылась выставка работ Хаима Сокола

30.01.2008

В московской галерее "АртСтрелка Projects" открылась выставка Хаима Сокола "Криптомнезия. Рецидив", пишет "Коммерсант".

Художник Хаим Сокол начинал свою карьеру в Израиле (куда он эмигрировал в 18 лет), но два года назад переехал в Москву. Он учился в Институте проблем современного искусства и вместе с другими молодыми художниками, студентами того же заведения, жил и выставлялся в ныне прекратившем свое существование художническом сквоте в Хохловом переулке. Выставка в галерее "АртСтрелка Projects" — первая в Москве персональная выставка Хаима Сокола.

Несмотря на то что господин Сокол — все же как-никак иностранец, в "Криптомнезии" трудно не увидеть своего рода рецидив московского концептуализма. Сам художник признает, что знакомство с этой традицией и вправду было для него решающим, хотя книги концептуалистов, например, различные тексты Ильи Кабакова, "Серую тетрадь" Виктора Пивоварова, "Поездки за город" группы "Коллективные действия" он прочел раньше, чем получил возможность увидеть их выставки.

Московский концептуализм, как известно, одно из самых литературных художественных движений. Вот и выставка Хаима Сокола строится вокруг всевозможных архивов, бумажек, текстов (значимых и для еврейской традиции). В стеклянных музейных витринах лежат перевязанные бечевкой стопки старых, покрытых пылью и чуть ли не плесенью и, скорее всего, безнадежно нечитаемых писем и покоится сложенный из исписанной странички самолетик. На стенах — пожелтевшие обрывки с едва различимыми лицами персонажей какой-то, видимо, семейной истории — иногородние дядюшки и тетушки, давние соседи и сослуживцы, школьные подруги мамы и институтские товарищи папы, чьи фотографии кажутся знакомыми, а имена никак не удается вспомнить. В витрине — произведение, отсылающее уже не к семейным реликвиям, а собственно к детским воспоминаниям: зеленая пластмассовая фигурка, притулившаяся к ржавого цвета металлическому объекту, напоминающему полуразрушенную арку, называется "Славик! Домой!".

Классики московского концептуализма еще готовы были смешивать свои и чужие воспоминания или, по крайней мере, путать читателя, полагая, что искаженная личная память все равно достовернее заведомой фальсификации любой объективной "истории". Художник следующего поколения, Хаим Сокол полностью соглашается с вынесенным в название выставки "диагнозом". Пронзительные, несмотря на всю свою "сделанность", образы прошлого, какими они предстают на выставке, уже не являются внезапной находкой — на блошином рынке, дома на чердаке или в собственной памяти. Они возникли благодаря уже не случайности, но усилию и кропотливой работе. Но это не делает их менее настоящими.

{* *}