Top.Mail.Ru

Пьесу Фридриха Горенштейна о еврейском местечке поставил Театр им. Маяковского

20.02.2014

Мировая премьера спектакля "Бердичев", который был поставлен молодым режиссером Никитой Кобелевым по одноименной пьесе Фридриха Горенштейна, состоится в московском Театре имени Маяковского в четверг.

Кобелев — первый, кто отважился воплотить на сцене эту сложнейшую пьесу, которая была написана в 1975 году и 39 лет дожидалась своего часа. Действие в пьесе охватывает 30-летнюю историю украинского города Бердичев и его жителей — с 1945-го по 1975-й год. Во время Второй мировой войны город три года был в оккупации. Создатели определяют жанр спектакля так — "драма в шести эпизодах, 30 годах и 68 скандалах".

"Через историю одной еврейской семьи в небольшом украинском городке прослеживается история ХХ века. В пьесе в принципе отражены все основные события, которые происходили в этот период в мире и в Советском Союзе", — сказал режиссер.

Пьеса во многом автобиографична. Главные героини, а это две сестры, чьи судьбы и являются предметом рассказа, — тети писателя, и в пьесе они живут под своими настоящими именами. У многих персонажей тоже есть свои реальные прототипы. Пьеса "Бердичев" была в портфеле Театра имени Маяковского несколько лет, разные режиссеры думали о постановке. Но летом прошлого года художественный руководитель театра Миндаугас Карбаускис предложил ее Никите Кобелеву, который уже поставил в "Маяковке" три спектакля: "Любовь людей", "Девятьподесять" и "Враг народа".

"Меня привлекла возможность проследить жизнь людей на протяжении тридцати лет. Для меня наиболее важными стали две темы: история семьи и ход времени. Я много думаю в последнее время о своих корнях, о своих родных, о семье и о том, что время делает с человеком. Мы очень плотно придерживались пьесы, было полное погружение в ту эпоху, но не для того, чтобы ностальгировать, а для того, чтобы говорить и размышлять о том, что волнует нас здесь и сейчас", — пояснил Кобелев.

В пьесе звучит самобытный язык, тот, на котором говорили жители Бердичева. И, по словам режиссера, для того, чтобы артисты более точно передали мелодику речи, был специально приглашен педагог по речи. "Герои и говорят необычно, и сами немного странные, но их смешные, на первый взгляд, диалоги наводят на серьезные размышления о жизни", — считает Кобелев.

Произведение Горенштейна необычно по своей структуре и состоит из восьми совершенно самостоятельных эпизодов (в спектакле их шесть), и самое сложное, как отметил режиссер, это "свести все к одному знаменателю". Пьеса очень длинная и многонаселенная, поэтому, как сказал Кобелев, было сокращено около половины текста, иначе это был бы спектакль часов на девять.

Что касается исполнителей, то режиссер считает, что ансамбль сложился. Актеры очень совпали друг с другом, прочувствовали своих героев, передав в полной мере эти удивительные, объемные характеры персонажей, созданные писателем.

В числе исполнителей артисты театра: Татьяна Орлова, Татьяна Аугшкап, Зоя Кайдановская, Игорь Марычев, Майя Полянская, Ефим Байковский и дебютант — недавно принятый в труппу "Маяковки" Александр Паль.

Фридрих Горенштейн — прозаик, драматург, сценарист, автор 20 киносценариев, в числе самых известных те, по которым сняли фильмы Андрей Тарковский ("Солярис"), "Раба любви" (Никита Михалков), Али Хамраев ("Седьмая пуля"). До эмиграции из СССР Горенштейн написал романы "Псалом" и "Место", а также несколько повестей и пьес. Но после публикации в журнале "Юность" рассказа "Дом с башенкой" продолжения не последовало, и Горенштейн много лет писал "в стол".

Двадцать лет писатель прожил в Берлине и создал несколько повестей, один роман и одну до сих пор не опубликованную в России хронику двора Ивана Грозного "На Крестцах". Написанная в Берлине пьеса "Детоубийца" о Петре Первом и царевиче Алексее была поставлена в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и Красноярска.



{* *}