Главный раввин России прокомментировал польский закон об ответственности за Холокост

08.02.2018

Главный раввин России Берл Лазар прокомментировал принятый в Польше закон об Институте национальной памяти. Согласно этому законопроекту человек, который «публично и противореча фактам» приписывает польской нации или государству ответственность или соучастие в преступлениях, совершенных Третьим рейхом, или других преступлениях против человечества и мира, а также военных преступлениях, должен быть наказан штрафом или лишен свободы на срок до трех лет. Наказание не распространяется на утверждения, сделанные в рамках художественной или научной деятельности.

«Логика польских руководителей, принявших этот закон, по всей видимости, такова: в годы геноцида Польша не существовала как государство, это была территория, оккупированная нацистами, и местное население не имело никаких политических прав. Соответственно, поляки не могли запретить нацистам строить на их земле десятки концлагерей, где уничтожали евреев, — указал раввин Берл Лазар, — Однако в такой страшной реальности люди вели себя по-разному. Были праведники мира — те, кто пытался спасти евреев, порой с риском для собственной жизни и для жизни своих близких. Этих праведников мы всегда будем помнить и благодарить — как мы всегда будем помнить и благодарить солдат Красной армии, освободивших лагеря и узников, которые там еще оставались. Были, к сожалению, коллаборационисты, которые сотрудничали с нацистскими палачами. С этими всё ясно, и нам понятно, что принятый сейчас в Польше закон на этих преступников не распространяется. Но остается открытым самый главный вопрос: а как с теми людьми, которые знали и молчали? Которые жили совсем рядом с Освенцимом и Треблинкой, знали, что там каждый день убивают, и ничего не сделали, ничего не сказали… фактически остались безразличны. Неужели эти люди не несут никакой моральной ответственности?».

По словам главного раввина, признание, что никакой ответственности нет приведет к очень печальным результатам, так как история — это прошлое, которое влияет на настоящее. «Холокост был явлением уникальным, сейчас, слава Б-гу, нет трагедий сходных по масштабу: но в десятках стран продолжает литься кровь невинных людей, в десятках стран совершаются преступления против человечества, теракты и, что, наверное, даже хуже, акты государственного терроризма, — указал раввин. — И отрицать сейчас ответственность за кровавое прошлое — это означает, по сути, оправдывать тех, кто сегодня видит и молчит!».

Раввин Лазар подчеркнул, что забыть черные страницы прошлого — значит обречь себя на повторение этого прошлого в будущем и указал, что «наш долг — помнить, говорить, учить».

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...

Зеев Волков

«Евреев не хоронят сидя»