Умер французский режиссер-документалист Клод Ланцман‍

06.07.2018

В четверг, 5 июля, на 93-м году жизни в одной из больниц Парижа скончался французский журналист и режиссер-документалист Клод Ланцман. Семья кинематографиста подтвердила его смерть изданию Le Monde, но не стала разглашать причину его ухода, пишет Газета.ру.

Ланцман родился 27 ноября 1925 года во Франции в семье выходцев из Российской Империи. Его мать — уроженка Кишинева, а у отца были белорусские корни. В период оккупации Франции в 1943 году в возрасте 18 лет он стал одним из участников группы Сопротивления в центральной части страны.

После Второй мировой войны Ланцман начал изучать философию в Тюбингене в 1947-м. По окончании обучения он занялся преподаванием в Свободном университете Берлина, где в 1952 году познакомился с философом Жаном-Полем Сартром и его женой — писательницей Симоной де Бовуар. Вскоре Ланцман пришел работать в литературно-политический журнал Les Temps Modernes, основанный Сартром в 1945-м. Издание жестко критиковало американскую политику, было противником перевооружения Германии и войны в Индокитае. Достаточно быстро Клод Ланцман стал главным редактором журнала.

Начиная с 1970 года журналист полностью сосредоточился на создании документальных фильмов. В 1974-м он начал работать над самой известной своей картиной «Шоа», которая впоследствии была удостоена множества премий. Девятичасовая документальная лента о нацистских лагерях смерти стала одним из самых подробных исследований Холокоста. Ланцман работал над ней 12 лет своей жизни.

При создании ленты режиссер не использовал ни письменных, ни фотографических документов. В ее основу легли интервью с очевидцами ужасов Освенцима, Терезиенштадта и Треблинки, которые он проводил в течение шести лет.

Фильм четко разделяет героев на три группы: жертв Холокоста, нацистских преступников и их пособников, а также пассивных свидетелей. Среди опрошенных были выжившие заключенные, их дети и родственники, польские крестьяне, проживающие рядом с местами бывших концлагерей, а также бывшие немецкие охранники и офицеры.

Премьера «Шоа» в 1985 году стала мировым общественным событием. Фильм был удостоен премий кинофестивалей в Берлине и Роттердаме, премии «Сезар» на Фестивале европейского кино во Франции, наград Британской академии кино, Международной ассоциации кинодокументалистов, Общества кинокритиков Нью-Йорка, Бостона, Канзас-сити, Лос-Анджелеса, а также Национального общества кинокритиков США.

«Шоа» получил продолжение в последующих лентах Ланцмана «Живой и уходящий» о лагерях Аушвиц и Терезиенштадт и «Собибор, 14 октября 1943 года, 16 часов» о единственном успешном восстании в нацистском концлагере Собибор.

Ланцман сыграл важную роль в сохранении памяти об этом событии, которое является важной страницей в истории Великой Отечественной войны

Комментарии

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...

Зеев Волков

«Евреев не хоронят сидя»