Top.Mail.Ru

Еврейский зять Трампа

19.01.2017

Его бабка бежала из гетто и партизанила в белорусских лесах, а он проворачивал многомиллиардные сделки на рынке недвижимости и стал зятем и ближайшим сподвижником Дональда Трампа. На днях Джаред Кушнер был назначен старшим советником президента США. Что за советы он даст Трампу и на какой пусть наставит Америку?

Назначение зятя Трампа на должность старшего советника нового президента США не стало такой уж большой неожиданностью – Джаред Кушнер с самого начала активно работал над избирательной кампанией тестя. Правда, в отличие от своей жены, дочери Трампа, агитирующей на протяжении всей кампании за своего отца публично, молодой Кушнер работал тихо. Однако именно на нем лежала ответственность как за подбор ключевых сотрудников предвыборного штаба, так и за контакты со многими крупными бизнесменами, жертвующими средства на избирательную кампанию Трампа. К слову, именно Кушнер в январе 2016 года принял стратегическое решение о смене главы предвыборного штаба: место Кори Левандовски занял тогда более чуткий к резко меняющейся медийной повестке Пол Манафорт.

В то время пока все ждали результатов проходящей за закрытыми дверями первой встречи только что выигравшего выборы Трампа c всё пока ещё действующим президентом Бараком Обамой, по Южной лужайке Белого дома Джаред Кушнер неторопливо прогуливался с Дэнисом Макдоноу – главой аппарата обамовской администрации. Вероятно, Макдоноу начал посвящать Кушнера в дела, понимая, насколько велико будет влияние молодого бизнесмена на будущие решения Трампа.

Семья дельцов и партизан

Джаред Кушнер – старший сын в ортодоксальной еврейской семье девелопера Чарльза Кушнера, выстроившего многомиллиардную бизнес-империю благодаря успешным сделкам с недвижимостью, приобретенной еще его отцом – бедным эмигрантом из Советской Белоруссии, переехавшим в США вместе с женой в 1949 году. Отвечая недавно одной американской журналистке, обвинившей Трампа в антисемитизме, Джаред написал, что знает об антисемитизме не понаслышке: его бабушка в 1941 году попала в гетто в городе Новогрудок, в Белоруссии. Там погибли ее брат и сестра, однако ей самой в 1943-м удалось бежать. Она присоединилась к отряду партизан Бельских, где и познакомилась со своим будущим мужем. Завершил эту семейную историю Джаред заверениями, что кому, как не ему – ортодоксальному еврею – знать, что Дональд Трамп с уважением относится к еврейским традициям и считает Израиль ключевым стратегическим партнером США.

Этот письменный ответ Джареда был, кстати, опубликован в газете New York Observer, которую он приобрел за 10 миллионов долларов в 2006 году. Ему тогда было всего 25 лет. С приходом Кушнера газета стала больше походить на таблоид, нежели на серьезное издание, но стала наконец приносить прибыль. Например, за последние три года трафик на сайте New York Observer вырос с 1,3 млн уникальных посетителей в месяц до 6 млн.

Однако медиа-бизнес, конечно же, не единственный актив Джареда Кушнера, которому на днях исполнилось 36 лет. Чарльз Кушнер стал привлекать старшего сына к сделкам с недвижимостью, еще когда тот был студентом. Поговаривают, что и студентом Гарварда юный Джаред, не отличавшийся хорошими отметками в частной еврейской школе в Нью-Джерси, стал тоже благодаря отцу – якобы перед самым поступлением сына Чарльз Кушнер сделал щедрое пожертвование Гарвардскому университету в размере 2,5 млн долларов, а позже такое же пожертвование было сделано и в пользу Нью-Йоркского университета, где Джаред получил степень магистра.

Вложения отца, если они действительно имели место, окупились с лихвой: первая же самостоятельная сделка Джареда принесла компании Kushner Properties около 20 млн долларов, вторая – уже целый миллиард. А позже именно Джареду удалось провести одну из крупнейших сделок в истории американского рынка недвижимости: Kushner Properties завладела 41-этажным зданием № 666 на Пятой авеню в Нью-Йорке. Сумма сделки составила 1,8 млрд долларов, и Джаред сумел провести её всего за неделю. «В Нью-Йорке нужно действовать быстро, иначе окажетесь на обочине», – прокомментировал он тогда свою удачу.

Сделка в небесах

Кризис 2008 года немного пошатнул дела семьи Кушнер, но они, конечно, по-прежнему остаются крупнейшими игроками на рынке недвижимости. Особенно после того, как породнились со своими конкурентами – семьей Трамп. «Нас познакомил один брокер, который думал, что мы наконец могли бы поработать вместе, – рассказывала потом Иванка, дочь Дональда Трампа, журналу Tatler. – Он даже не думал, что у нас возникнет какой-то интерес, помимо делового. Теперь, когда мы видимся с этим брокером, то всегда благодарим за посредничество – ему полагаются комиссионные за то, что мы заключили лучшую сделку в жизни!»

Напомним, что вскоре после знакомства с Джаредом дочь Трампа прошла гиюр, заявив, что «всегда интересовалась иудаизмом»: «Тот факт, что мой жених оказался соблюдающим заповеди евреем, было лишь катализатором моих действий». В 2009 году пара поженилась. «Мир вокруг будет рушиться, а этот парень и бровью не поведет. Для него главное – найти решение. И он по-настоящему хороший человек – я до сих пор удивлена, что такое возможно в моем мире. Повезло же познакомиться с отличным парнем из Нью-Джерси!» – говорит Иванка Трамп о своем муже. Подробнее об их семье Jewish.ru писал в статье «Еврейские внуки Дональда Трампа».

Сейчас Иванку Трамп и ее мужа считают одними из самых активных членов еврейской общины Нью-Йорка. Помимо соблюдений традиций и регулярного посещения синагоги, они жертвуют внушительные суммы на благотворительность – в первую очередь, на все, связанное с еврейским образованием. Кроме того, фонд семьи Кушнер активно помогает деньгами еврейским поселениям в Израиле. «Они настолько активны, что могли бы привести Ближний Восток к миру», – сказал в прошлом году об Иванке и Джареде тогда ещё только кандидат Трамп, который, возможно, именно вслед за своими новыми родственниками стал горячим защитником еврейских поселений в Израиле.

Сын в законе

Однако одно дело быть тайным и неофициальным советником Трампа, другое – получить официальную должность старшего советника президента США. Поэтому многие решение о назначении Кушнера восприняли неоднозначно, особенно с учётом того, что вскоре после победы на выборах Трамп вроде как обещал передать свои активы под управление «детей», под которыми, без сомнения, подразумевались Иванка Трамп и Джаред Кушнер. И тут резкое изменение семейной стратегии – переключение «детей» обратно от бизнеса на политику. К слову, для Иванки Трамп в Белом доме уже готовят кабинет.

Теперь уже Кушнер обещает передать принадлежащую ему часть семейного бизнеса под управление брата и матери. Однако многие аналитики сомневаются, что даже при отходе Кушнера от оперативного управления компанией Kushner Properties ему удастся избежать конфликта интересов во время работы в Белом доме. Противники Трампа даже собираются обращаться в суд: назначение Кушнера якобы идет вразрез с принятым в 1967 году в США законом о кумовстве, который гласит, что «ни один федеральный чиновник не может нанимать на работу в свое ведомство членов своей семьи», и призван препятствовать построению семейных кланов в политике. Джаред Кушнер – «сын в законе», если переводить слово «зять» с английского дословно, однако он всё же не родной сын Трампа, так что формально закон не нарушен.

В вину Кушнеру также ставят отсутствие политического опыта: мол, он хороший бизнесмен, но что он понимает в хитросплетениях власти? Однако избранный президент США также вышел из бизнеса, как и назначенный им новый госсекретарь Рекс Тиллерсон – бывший исполнительный директор и председатель ExxonMobil. Так что Кушнер вполне себе вписывается в команду нового президента. Тем более что всё зависит от того, какую сферу вопросов будет курировать зять президента в Белом доме. Возможно, что советнику Кушнеру очень пригодится его бизнес-опыт, так как ряд аналитиков уверены, что он будет курировать сектор государственно-частного партнерства и заниматься вопросами развития свободной торговли. Другие, как, например, аналитики The Times, считают, что Джаред займется как раз вопросами, касающимися Ближнего Востока и Израиля.

Сразу после назначения Кушнер отказался от государственной зарплаты и описал, пока, правда, только вкратце, чем он планирует заниматься в политике. И судя по его словам, он постарается привнести в большую политику подходы большого бизнеса: «Государство состоит из множества слоев – это сделано для того, чтобы избежать ошибок. Проблема такого подхода состоит в том, что он очень дорог и неэффективен. В бизнесе мы даем людям возможность сделать всю работу и обеспечиваем их для этого необходимой свободой».

Дарья Короленко

{* *}