Разносчик гламура

09.10.2017

<p>NEW YORK CITY - AUGUST 8: Publisher S.I. Newhouse Jr. and editor Tina Brown attending "Holy Terror-Andy Warhol Close Up" on August 8, 1990 at the Factory in New York City, New York. (Photo by Ron Galella, Ltd./WireImage)</p>

Он первым сделал гламурные журналы прибыльными. Это он вдохнул красоту и роскошь в Vogue и Tatler, а потом не побоялся купить влиятельнейший еженедельник The New Yorker. На 90-м году жизни скончался издатель Сэмюэл Ньюхаус-младший – один из самых богатых людей в США.

Первого октября в возрасте 89 лет ушел из жизни Сэмюэл Ньюхаус-младший – глава одной из самых влиятельных и успешных медиакомпаний мира Advance Publications. В списке Forbes это в принципе одна из крупнейших частных компаний США, ее выручка составляет около 2,5 миллиарда долларов ежегодно. Да и владельцы Advance Publications – умерший Сэмюэл Ньюхаус-младший и его младший брат Дональд – занимают в списке самых богатых американцев далеко не последнее место. Их совокупное состояние оценивают почти в 25 миллиардов долларов.

Компания, принесшая братьям такой капитал, досталась им по наследству от отца, Сэмюэла Ньюхауса-старшего. Отца их изначально звали Соломон – он родился в Нью-Йорке в 1895 году и был восьмым ребенком в еврейской семье эмигрантов из Российской империи. Подрабатывая на разных должностях с юных лет, Соломон в итоге устроился помощником в офис адвоката Хаймана Лазара. Довольно скоро его, к тому времени освоившего и курс бухгалтерии, назначили на должность менеджера этой юридической фирмы.

Среди клиентов адвоката была одна местная газета. Когда газета не оплатила счет за оказанные юридические услуги, ее контрольный пакет акций оказался у Лазара, работодателя Соломона. Бартер на первый взгляд казался неудачным – газета была убыточной. Однако Лазар, уже давно отмечавший энтузиазм и находчивость Соломона, предложил тому попробовать свои силы в продвижении газеты, суля половину прибыли в случае успеха. К удивлению Лазара, успех этот не заставил себя долго ждать – грамотное управление привело не только к коммерческому успеху этой газеты, но и к покупке следующей. Вскоре Лазар и Соломон практически равноценно владели газетой Staten Island Advance.

Через два года после смерти Лазара Соломон выкупил долю партнера у его вдовы и стал единственным владельцем газеты. А вскоре принялся расширять свою империю. Ежегодно Соломон, а точнее уже Сэмюэл, на американский манер, скупал десятки новых газет по всей Америке. Что интересно, показатель их прибыльности на момент покупки не имел для Ньюхауса-старшего абсолютно никакого значения. Важнее была ее история. Бизнес-стратегия была в том, чтобы сначала покупать старейшую газету города, пусть и находившуюся на тот момент в предбанкротном состоянии. Затем Ньюхаус-старший покупал ту газету, которой больше всего доверяли жители. В обеих устанавливались одинаковые расценки на рекламу. Деньги от рекламы шли на покупку новых газет, а сами газеты через время объединялись, совмещая в себе историю от одного издания и доверие к нему читателей от другого.

К середине 50-х Ньюхаус-старший владел уже несколькими десятками настоящих «акул медиапространства». А в 1959 году он выкупил и право управления журнальной империей Conde Nast. Компания была создана в 1909 году американцем Конде Монтрозом Настом на основе приобретенного им нью-йоркского еженедельника Vogue. Помимо Vogue компания включала в себя еще четыре издания: House&Garden, Glamour, Vanity Fair и American Golfer. Сам Конде скончался в 1942 году, и к моменту приобретения компании Ньюхаусом она была на грани разорения. Пересмотрев политику издательского дома, Ньюхаус возродил некоторые из ранее свернутых проектов, добавив к ним и новые. Ну, а правой рукой, движущей развитием Conde Nast, как раз и стал старший из его сыновей – Сэмюэл Ирвинг Ньюхаус-младший. Младшему сыну Дональду, которого Ньюхаус-старший считал более способным, доверили перспективное и прибыльное направление газет, старшему Саю (так его называли сотрудники, чтобы не путать с его отцом) – убыточное и угасающее журнальное производство. Это распределение сохранилось навсегда, вот только вскоре журнальное направление компании из убыточного превратилось в сверхприбыльное.

Сэмюэл Ирвинг Ньюхаус-младший родился 8 ноября 1927 года. Отец к тому времени уже был обеспеченным, так что качество полученного образования отвечало уровню благосостояния семьи. Он окончил престижную школу Хороса Манна в Нью-Йорке, а затем поступил в Сиракузский университет. Впрочем, через три года он его бросил и попытался найти себя сначала в журналистике, а позже – в ВВС США. Тем не менее вскоре Ньюхаус-старший строго «посоветовал» ему обратить свой взор на семейный бизнес, и Сай покорно послушался. С привитым матерью отменным чувством вкуса Сай сначала работал в Glamour, потом стал издателем Vogue, а после смерти отца – возглавил всю журнальную компанию Conde Nast. И внезапно развил ее так, как никто и представить не мог.

В основе успеха, к которому он привел журналы, входившие в Conde Nast, было три составляющие. Во-первых, он не жалел денег на зарплаты сотрудникам. Редакторы, дизайнеры и журналисты не только получали зарплаты, в несколько раз превышающие рыночные, но еще и пользовались различными преимуществами: бесплатно обедали в ресторанах, катались на такси, забирали дорогую одежду и аксессуары после съемок. И, конечно, много, и благодарно, и вдохновенно работали. Во-вторых, Сай очень много внимания уделял маркетингу, опросу читателей, тиражам и доходам от рекламы. В-третьих, ему удалось смыть разницу между контентом и рекламой. Читатели смотрели на красивые наряды, парфюм и украшения, и им было все равно, что их появление на страницах журнала обусловлено рекламой.

Доходы от тиражей и рекламы росли – вскоре Conde Nast пополнилась такими изданиями, как GQ, Condе Nast Traveller, Details, Allure, Architectural Digest, Wired и многими другими. Саю удалось возродить Vanity Fair благодаря редактору Тине Браун и фотографу Энни Лейбовиц, найти для Vogue Анну Винтур, а потом он не побоялся купить влиятельнейший еженедельник The New Yorker. Сам Ньюхаус-младший называл New Yorker одним из величайших проектов в журналистике и самым интересным из тех, в которых ему довелось участвовать.

Генеральным директором Condе Nast Ньюхаус-младший оставался в течение 40 лет. Сегодня Condе Nast – это корпорация, имеющая подразделения в 30 странах мира. Помимо указанного Vogue и наиболее известных The New Yorker, Vanity Fair, Glamour и GQ корпорация выпускает еще более 130 журналов для 150-миллионной армии читателей. К их числу прибавляется и ежемесячная 40-миллионная аудитория уникальных пользователей от сайтов, принадлежащих компании Condе Nast. Империя Сая стала в свое время первым издательством, шагнувшим в интернет-пространство. Сам же Ньюхаус-младший все эти годы параллельно с работой больше всего был увлечен благотворительностью и искусством. Сай жертвовал на институты и больницы, а также коллекционировал предметы искусства, включая работы Энди Уорхола, Джаспера Джонса и Джексона Поллока. Издание Art News даже внесло его в список 200 лучших коллекционеров искусства в мире.

Комментарии