Top.Mail.Ru

Божественная мисс М

21.01.2016

Когда-то еврейской девочке из Гонолулу удалось исполнить детскую мечту и попасть на ужин к самому президенту. Правда, произошло это уже после того, как она получила множество «Грэмми» и «Эмми», а также дважды номинировалась на «Оскар». Сегодня одной из самых эксцентричных голливудских звезд Бетт Мидлер – 70, и на днях она стала новым лицом весенне-летней коллекции известного дизайнера Марка Джейкобса.

О новом лице коллекции сам Марк Джейкобс сообщил в Instagram, отметив, что быть знакомым со своими героями – большая честь для него: «Самое раннее мое воспоминание о Бетт Мидлер относится к возрасту примерно девяти лет. В те времена я слышал о ее выступлениях в подвале отеля Ansonia в Нью-Йорке. Я хорошо помню подлинное восхищение и любовь, которые испытывал к музыкальному творчеству Бетт. Меня влекла и возбуждала ее энергия, сила и богатство ее голоса и нарочитая, бесстыдная притягательность. По сей день я обязан Бетт Мидлер (хоть она об этом не знает) большей частью своих потуг в дизайне одежды. В возрасте десяти лет я обнаружил на обложке ее альбома рисунок Ричарда Амсела и был мгновенно очарован силуэтом Бетт в черном платье и сандалиях на платформе с копной рыжих вьющихся волос – настолько, что воссоздал этот образ на спине куртки с помощью акриловой краски и мулине и гордо носил ее в школу».

Многие критики отмечают, что в своем творчестве Бетт Мидлер продолжает линию нескольких актрис начала XX века, обладавших весьма пышными формами и выступавших преимущественно в жанрах водевиля и бурлеска. Однако Бетт, одаренная огромным множеством талантов, никогда не согласилась бы ограничиться столь узким амплуа. Эта маленькая женщина, чей рост не превышает 155 сантиметров, в любой ситуации оказывается в центре внимания и как бы заполняет собою все пространство.

«С юности мне знакомо нелегкое ремесло стендаписта. И я могу уверенно заявить, что этот жанр, который принято считать “низким”, – самый сложный из всех известных мне форматов шоу-бизнеса, – признается дива. – Если вы в одиночку можете держать в напряжении зал, то кино и профессиональная сцена покажутся вам детской забавой».

Однако нельзя сказать, что все в жизни ей удавалось легко и успех приходил сам собой. Бетт родилась спустя несколько месяцев после окончания Второй мировой на Гавайях в небогатой семье еврейских эмигрантов из Восточной Европы. Район Гонолулу, где они жили, был преимущественно азиатским и состоял из выходцев из Японии, Китая и с Филиппин. В классе Бетт была не только единственной еврейкой, но и чуть ли не единственной белой. «Наша семья была ну просто очень бедна, – призналась звезда в одном из интервью. – Я живое доказательство тому, что человек, выросший на тесной кухоньке вместе с тараканами, может быть приглашен на ужин к президенту в Белый дом».

Отец Бетт считал, что его дочери о славе мечтать не стоит, а следует получить стабильную женскую профессию – учительницы начальных классов или медсестры. Но непокорная дочь, скопив немного денег работой на предприятии, где производили консервированные ананасы, уехала в Нью-Йорк, где состоялся ее театральный дебют. Поначалу ей предложили место в массовке в только что вышедшем мюзикле «Скрипач на крыше». Постепенно она доросла до главных ролей в мюзиклах, параллельно выступая с вокально-юмористической программой в ночных клубах и даже в таком злачном месте, как гей-сауна Continental Baths. Уже в те времена Бетт Мидлер обрела статус культовой дивы гей-сообщества.

Надо сказать, что и в еврейской среде Мидлер со временем получила поистине культовый статус. Этому способствовали не только многочисленные еврейские образы, воплощенные ею на экране, но и шуточки, зачастую довольно сомнительные, которыми дива щедро делится в своем Твиттере. «У меня дома есть цветок, – однажды написала она, – под названием “венерина мухоловка”. Это хищное растение, которое питается мухами и другими насекомыми. Ну, мух у меня нет, поэтому однажды я попыталась скормить цветку кусочек бекона. И что вы думаете? Цветок его выплюнул. Я думаю, мне попалась еврейская версия “венериной мухоловки”». Еще более ошарашило поклонников Бетт ее заявление, что она намерена сняться в еврейской версии эротического хита «Эммануэль», причем, согласно сюжету, ее героиня должна будет вступить в романтические отношения с фаршированной рыбой.

Настоящая карьера Бетт Мидлер в Голливуде началась, когда ей было уже за 40. Первой действительно популярной картиной с ее участием стал «Нищий из Беверли-Хиллз» (1986), где она сыграла благополучную, но скучающую еврейскую домохозяйку, думающую только о своей фигуре и постоянно занимающуюся аэробикой и йогой. Когда сердобольный муж приводит в дом нищего бродягу, которого он пожалел, героиня Мидлер тут же вступает с ним в связь. Картина получила хороший прием у публики и в начале 90-х годов часто демонстрировалась по российскому телевидению.

Похожий образ (тоже, конечно, еврейский) Мидлер создала в картине 1991 года «Сцены в магазине», где ее партнером выступил Вуди Аллен. Аллен впоследствии признавался, что обычно снимается только в тех фильмах, которые сам же и ставит. Здесь он сделал исключение, поскольку ему, нью-йоркцу до мозга костей, показалась забавной идея создать комический образ жителя Лос-Анджелеса (а всем известно, что обитатели Калифорнии имеют на Восточном побережье не самую блестящую репутацию). Мидлер играет роль Деборы, автора популярных книг о психологии семейной жизни, которая, тем не менее, постоянно ссорится с мужем. Во время шоппинга в торговом центре муж признается Деборе в том, что у него были связи на стороне. Дебора шокирована и требует развода, но потом успокаивается, прощает мужа и признается ему в том, что и сама не избежала подобного соблазна. Роли меняются, и на сей раз развода требует уже муж...

Гораздо большим успехом у публики пользовалась последняя на данный момент картина в фильмографии Мидлер – «Методы воспитания». Создав блестящий комедийный дуэт с Билли Кристалом, Мидлер играет бабушку, которой оставили на воспитание внуков-подростков. Актриса с присущим ей юмором охарактеризовала фильм как «”Один дома” для лиц преклонного возраста».

С 1984 года актриса состоит в счастливом браке с актером Мартином фон Хэйзельбергом, выходцем из Аргентины немецкого происхождения. Их дочери Софи 29 лет. Недавно она дебютировала в кино, снявшись в свежей картине Вуди Аллена «Иррациональный человек».

«Я не способна ни к какой систематической нудной работе, так что учительница или медсестра из меня вряд ли получилась бы. Всю жизнь меня привлекали только всевозможные развлечения и шоу, – признается актриса. – Я ведь даже налоговую декларацию самостоятельно заполнить не в состоянии. Весьма парадоксально, что при таком психологическом складе я не только прожила более 30 лет в счастливом браке, но и сделала завидную карьеру. Ведь в детстве и юности мне все говорили, что жизнь моя пойдет под откос и я закончу ее где-нибудь в ночлежке или богадельне».

Роберт Берг

{* *}