Top.Mail.Ru

Ширвиндт своего отечества

20.07.2015

«Ширвиндт, не морочьте себе голову, оставайтесь!» – внезапно прозвучало из проезжавшего мимо старенького «шевроле». Ширвиндт вместе с коллегой Михаилом Державиным в это время прогуливались по совершенно незнакомому канадскому городу. Сюда они приехали поднимать дух советских хоккеистов, игравших в «Кубке Канады». «Это было сказано так, как будто мы с ним сутками напролет раньше об этом только и говорили, – писал позже в своей книге мемуаров известный актер и режиссер. – Но у меня никогда не было даже мыслей об эмиграции. Я физиологически не могу нигде больше существовать, кроме как в России. Ну, и тем более, ты здесь – действующая фигура, а там что, сидеть на пособие в сквере?!» Быть востребованным и признанным – то, к чему Ширвиндт стремился всю жизнь, и то, чего он в итоге бесспорно добился. В этом ему не помешало ни его еврейское происхождение, ни история его семьи, в которой были и репрессированные, и отсидевшие много лет в ГУЛАГе. Накануне художественному руководителю Театра сатиры, актеру, режиссеру и сценаристу Александру Ширвиндту исполнилось 81.

«Моя фамилия меня никогда не смущала»

Маленький Саша появился на свет в классической московской интеллигентной еврейской семье. Его отец Анатолий Густавович (а на самом деле – Теодор Гедальевич) был известным скрипачом, играл в оркестре Большого театра, а позже преподавал в музыкальном училище. Мама – Раиса Самойловна, урожденная Кобыливкер – работала в Московской филармонии редактором. Корни отца шли из восточнопрусского города Ширвиндт, первые упоминания о еврейской общине которого относятся еще к XII веку. Мать же родилась в весьма уважаемой еврейской религиозной семье на улице Ришельевской в Одессе.

Родители Саши принадлежали к тому поколению российских евреев, которое национальной культуре и религии предпочитало светское образование. Вернувшись из эвакуации в Пермском крае, где Саша успел отучиться всего год, они сделали невозможное: устроили сына в столичную школу №110 – элитное заведение для детей высокопоставленных родителей. Вместе с Ширвиндтом в классе, например, учился сын будущего главы Союза Сергей Хрущев, с которым он очень дружил. Впрочем, Ширвиндт и Хрущев остались друзьями и после школы, что давало критикам возможность видеть именно в этом причину успеха начинающего актера и режиссера. Однако обвинить Ширвиндта в использовании дружеских связей все-таки сложно: прошел он свой карьерный путь с самых низов.

В детстве родители видели Сашу, разумеется, великим скрипачом. Тот же отлынивал от занятий на скрипке, как только мог. Доходило до того, что он отпрашивался во время занятия в туалет и в нем запирался. Только в пятом классе стало очевидно, что битва за музыкальное будущее сына проиграна, и Саше разрешат оставить музыкальную школу. Примерно в то же время он увлекся кинематографом. В родительский дом часто заходили известные гости, среди которых были, например, артист Леонид Утесов и актриса Рина Зеленая.

К окончанию школы желание посвятить себя кино и театру окончательно сформировалось, и Ширвиндт поступил в Щукинское театральное училище. Поступить туда ему было несложно, гораздо сложнее потом оказалось там остаться. Хотя с бытовым антисемитизмом он сталкивался и ранее, еще в школьные годы, во времена «дела врачей» ему пришлось ощутить его на себе в полной мере. За говорящую фамилию и яркий национальный колорит Ширвиндта пытались выгнать из училища, а для того, чтобы в 1956 году стать ведущим телепрограммы «Москва с точки зрения...», ему пришлось ненадолго взять себе фамилию Ветров. Однако сам Ширвиндт всегда рассказывал об этом с улыбкой, скорее, как о курьезном случае, нежели как о преградах на пути к славе актера и режиссера.

«Ну да, в 1953 году "под дело врачей" меня из института выгоняли. Я, правда, не врач, но все равно выгоняли, чистка была всего этого населения. Но я проскочил, ничего, жив-здоров, – говорил Ширвиндт. – А следом, да, в Театре эстрады замечательный режиссер Саша Конников делал обозрение «Москва с точки зрения». И я, молодой, только после театрального училища, должен был водить зрителей по Москве. И Саша сказал мне, что с такой фамилией это утопия. Ну, я и взял фамилию Ветров. С иронией взял, потому что, когда сажали моих дядей и теток, меня на всякий случай отправили в поселок Сокол. Там жили наши друзья Ветровы, и я стал на некоторое время Ветровым. Но, скажу я вам, это была единственная в моей жизни программа под чужой фамилией. Больше моя фамилия меня никогда не смущала, нигде не мешала».

Профессия — Ширвиндт

В 22 года у Ширвиндта состоялся дебют в кино. Он сыграл маленькую роль гражданина Ухова в комедии «Она вас любит». Полученный за эту роль гонорар Александр потратил на свою давнюю мечту – автомобиль «Победа». «Я всю жизнь любил сырок "Дружба", вареный лук и ездил долгие годы на ГАЗ-20 "Победа", который требовал регулярного ремонта, – рассказывал Ширвиндт уже в нулевые годы. – Я, кстати, и сейчас с удовольствием пересяду на этот "газон". Всё это, куда бы я ни метался, всё равно во мне сидит».

После дебюта начинающий актер был зачислен в штат киностудии «Мосфильм», однако параллельно решил устроиться и в Театр им. Ленинского комсомола. Здесь он репетирует под руководством Анатолия Эфроса и добивается театральной славы за роли в спектаклях «Чайка», «Каждому свое» и «Мольер». Правда, это Ширвиндту кажется недостаточным: он хочет по-настоящему широкой известности и продолжает пробовать себя в кино. Но вплоть до 70-х годов роли ему предлагают маленькие и практически не запоминающиеся.

В 1968 году Ширвиндт начинает играть на сцене драматического театра на Малой Бронной, а уже через два года переходит в Театр сатиры к своим друзьям – Андрею Миронову и Михаилу Державину. Буквально сразу звездно исполняет роль графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», чем открывает череду своих крайне популярных амплуа, которых только в этом театре у него будет больше трех десятков.

В 1975 году Эльдар Рязанов приглашает Ширвиндта сниматься в комедию «Ирония судьбы, или С легким паром». Роль Павлика, друга Жени Лукашина, моментально превращает Ширвиндта в актера всесоюзного масштаба. Через четыре года – новая победа: роль сэра Самуэля Харриса в кинокартине «Трое в лодке, не считая собаки», которая станет классикой советской комедийной школы. За этим последуют роли Шурика в «Вокзале для двоих» и чиновника в «Забытой мелодии для флейты». За Ширвиндтом будет закреплен статус разнопланового актера, способного перевоплотиться в любого персонажа, однако, что удивительно, в 80-е годы некоторые роли начнут порой писаться специально для него. Портрет еврея-интеллигента, немного сноба, немного циника – вот его персонажи у Леонида Гайдая, Марка Захарова, Эльдара Рязанова и Карена Шахназарова.

Параллельно с игрой на сцене и в кино Ширвиндт всегда занимался режиссурой. Он самостоятельно поставил более десяти работ, среди которых – «Маленькие комедии большого дома» и «Недоросль». Оказался продуктивным и союз Ширвиндта с Михаилом Державиным. Вместе они ездили на гастроли – сначала с юмористическими программами, позже – со спектаклями, выступали на юбилеях звезд и в телевизионных шоу. «Мы играем по всему миру, и все приходят нас смотреть. Это удивительно. Мы не Пугачева, мы – театр, а при этом везде аншлаги», – радовался Ширвиндт в начале 2000-х годов. За 60 лет творческой карьеры ему действительно удалось создать для театра и кино собственный уникальный образ, к которому шел через студенческие «капустники», блестящий дуэт с Михаилом Державиным и многолетнюю работу в Театре сатиры. Сейчас Ширвиндт – лауреат многих премий, трех орденов «За заслуги перед Отечеством» и ордена Дружбы народов. Режиссер Марк Захаров как-то сказал: «Ширвиндт, наверное, все-таки не артист и тем более не режиссер, а если спросить, кто он такой, отвечу, что профессия у него уникальная – он Ширвиндт».

Григорий Желнин

{* *}