Top.Mail.Ru

Фиаско скрипки в метро

12.01.2017

Став суперзвездой академической музыки и лауреатом «Грэмми», Джошуа Белл купил скрипку Страдивари 1713 года, на которой играл сам Бронислав Губерман: «Я трепещу от мысли, что держу в руках инструмент, позволивший спасти музыкантов от смерти в концлагерях». Решив однажды показать величие скрипки людям в метро, Белл потерпел фиаско: сотни людей прошли мимо, не обратив внимания на виртуозную игру одного из лучших скрипачей мира.

«Он вышел из метро на станции L'Enfant Plaza и встал у стены, сразу за мусорным баком. Моложавый мужчина, одет в джинсы, спортивную рубашку с длинными рукавами и бейсболку. Вынув из футляра скрипку, он поставил его у ног и начал играть. Время – 7:51 утра, самая середина утреннего часа пик. За следующие 43 минуты мимо скрипача, исполнившего шесть классических произведений, прошли 1097 человек. Почти все они спешили на работу. Музыкант не играл популярные мелодии, узнаваемость которых смогла бы вызвать интерес сама по себе. Он исполнял написанные для соборов и концертных залов шедевры, пережившие века. Звук скрипки, говорят, напоминает человеческий голос, и в руках этого музыканта она рыдала, плакала и пела…» – так описывала Washington Post эксперимент, проведенный 12 января 2007 года знаменитым американским скрипачом Джошуа Беллом.

Эксперимент проводился инкогнито, и Джошуа предстал перед жителями под видом обычного уличного музыканта. Лишь семь человек задержались тогда, чтобы послушать его. Еще двадцать, не останавливаясь, бросили на ходу деньги в футляр, а остальные 1070 прошли мимо. Вернее, даже пробежали, не оценив ни прекрасной музыки, ни её виртуозного исполнителя, в руках которого звучала скрипка Страдивари 1713 года.

Суперзвезда академической музыки, а именно такой титул и носит Джошуа Белл, родился в декабре 1967 года в американском штате Индиана, живой легендой которого ныне и является. Прадедушка Джошуа по материнской линии с 1882 года жил в Эрец-Исраэль, переселившись из Российской империи, а в Новый свет перебрался уже его дед. Еще Джошуа имеет шотландские корни, но сам считает себя евреем, как и положено, по материнской линии.

По словам матери Ширли, интерес мальчика к музыке был замечен в возрасте четырех лет. Тогда он, натянув между ручками ящика комода резинки и перебирая их, пытался воспроизводить мелодии, которые она играла на фортепиано. Родители наняли домашнего педагога, и Джошуа с удовольствием окунулся в изучение музыки, при этом продолжая вести жизнь обычного ребенка со свойственными мальчишке увлечениями: гонял на велосипеде, играл в футбол, а в десять лет даже участвовал в американском теннисном турнире. Более серьезно заниматься на скрипке он начал в 12 лет под руководством знаменитого скрипача и педагога Джозефа Гингольда.

В 14 лет Джошуа уже солировал с Филадельфийским оркестром, дирижером которого тогда был Риккардо Мути. Параллельно со школой он продолжил обучение игре на скрипке в Музыкальной школе Джейкобса при Университете Индианы, еще до выпуска из которой в 1985 году дебютировал в Карнеги-холле с Симфоническом оркестром Сент-Луиса. С тех пор многочисленные престижные премии и контракты с фирмами звукозаписи год за годом лишь подтверждали его значимость в музыкальном мире.

Сегодня он в равной степени известен и как солист, камерный музыкант, и как исполнитель с оркестром. Являясь эксклюзивным артистом Sony Classical еще с 18 лет, Белл продолжает знакомить аудиторию с классической и современной музыкой. За это время он выпустил 40 дисков с сочинениями классических композиторов и множество релизов с участием Криса Ботти, Стинга, Джоша Гробана, Регины Спектор, Tiempo Libre и других музыкантов. Все они не раз удостаивались престижнейших музыкальных премий, в том числе и «Грэмми». Им же сыграны и десятки саундтреков к фильмам, в том числе «оскароносным»: «Красная скрипка», «Вызов», «Ирис», «Леди в сиреневом», «Ангелы и демоны», «Музыка сердца» и многим другим. Еще в 2005 году он был введен в Голливудский зал славы, а в общем перечне его наград содержится приз американской Академии достижений за исключительный вклад в области искусства, премия за воспитание любви к классической музыке, звания музыканта года. Также он является профессором музыки в Королевской академии музыки в Лондоне и в Массачусетском технологическом институте.

Активно занимается Джошуа и благотворительностью, поддерживая многие социальные проекты. В частности, он принял участие в сборе средств для строительства Еврейского исторического музея в Польше, дав концерт в варшавском Оперном театре и исполняя тогда концерт Иоганнеса Брамса для скрипки с оркестром ре мажор. Гастрольный тур его расписан на годы вперед. По его словам, в разъездах он проводит в среднем 350 дней в году, и безропотно из всего окружения выдерживает его разве что любимая скрипка. С 2001 года Джошуа играет на той самой скрипке Страдивари 1713 года, на которой играл и основатель Израильского филармонического оркестра Бронислав Губерман.

Рассказывая о скрипке, Джошуа Белл вспоминал: «Этот почитаемый инструмент известный как Гибсон экс-Губерман, вошел в мою жизнь в один роковой день летом 2001-го. Я был в Лондоне, готовился к концерту на сцене Королевского Альберт-холла и решил заглянуть на минутку в знаменитый скрипичный магазин господина Бира, чтобы купить кое-какие струны. Когда я вошел в магазин, Чарльз Бир как раз выходил из задней комнаты с потрясающей скрипкой в руках. Он сказал мне, что это знаменитая скрипка Страдивари, когда-то принадлежавшая Губерману. Мое сердце забилось мгновенно. Вскоре я узнал во всех деталях поразительную историю этой скрипки, полную неожиданных поворотов. Считается, что Гибсон экс-Губерман – одна из всего лишь пяти или шести скрипок, изготовленных Антонио Страдивари в Кремоне в 1713 году. За 300 лет скрипка много раз переходила из рук в руки, в том числе на ней играл английский скрипач Джордж Альфред Гибсон. Но именно ее связь с Брониславом Губерманом поразила меня, я бы сказал, на личном уровне. Я взял на ней несколько нот и влюбился. Я просто не мог допустить, чтобы она уплыла из моих рук. Меня охватывает трепет, когда я думаю о том, сколько удивительных людей держали ее в руках и сколько слышали. Когда я играю в Израиле с Израильским филармоническим оркестром, меня всегда трогает мысль, сколько сейчас в зале прямых потомков тех музыкантов, которых Губерман спас от верной смерти в газовых камерах, собирая деньги на концертах, где он выступал с тем же инструментом, что сейчас у меня в руках. Каждый день… Кто знает сколько еще приключений выпадет этой скрипке в будущем? Люди несомненно будут восхищаться ее звуками много лет спустя после меня. Я бы хотел, чтобы хоть о малюсеньком кусочке того, чем я занимаюсь, люди помнили через 300 лет...»

Это лишь фрагмент рассказа, который Джошуа Белл написал в год 300-летия скрипки. Тогда же его спросили, почему же волшебная игра скрипки в его руках совсем не привлекла зрителей в метро и планирует ли он в будущем повторить эксперимент. «Не планирую, не хочу и не буду, – отвечал он. – Я совсем не хочу, чтобы на моей могиле было написано: “Здесь лежит он, снова под землей”». Однако два года назад в холле метро Вашингтона вновь зазвучали произведения Иоганна Себастьяна Баха и Феликса Мендельсона в исполнении Джошуа Белла. Происходило все почти по тому же сценарию – вновь неожиданно и также инкогнито. Но остановившихся послушать его людей было уже в десятки раз больше.

На вопрос журналистов о разнице двух этих выступлений Белл ответил: «Наверное, я тогда сыграл несколько хуже. Но если в душе кого-то из слушавших я смог зародить любовь к скрипке, значит, моя цель достигнута».

{* *}