Top.Mail.Ru

Концентрационный лагерь Терезин

19.07.2001

Концентрационный и пересылочный лагерь

Еврейское кладбище и крематорий в Терезине

10 октября 1941 г. в Праге на совещании Рейнхарда Гейдриха и его штаба было решено, что перед уничтожением чешского еврейского населения на востоке его необходимо сосредоточить в "гетто" на чешской территории, а именно в Терезине. Все местное население подлежало депортации, а сам город с крепостью XVIII века должен был стать концентрационным и пересылочным лагерем для чешских евреев. По окончании вывоза еврейского населения из Протектората Чехии и Моравии в Терезин, а затем далее, на восток Гейдрих планировал превратить Терезин в образцовое немецкое поселение, которое служило бы опорным пунктом планируемой германизации чешских земель.

Первый транспорт в Терезин был отправлен 24 ноября 1941 г. Первая депортация из Терезина на восток состоялась 19 января 1942 г. Функцию пересылочного концентрационного лагеря для евреев Протектората Терезин выполнял вплоть до 28 октября 1942 г., когда оттуда был отправлен последний транспорт в Освенцим. Более 60 000 чешских и моравских евреев было отправлено в лагеря смерти. Из этого числа только 3 097 человек пережили ужасы депортации.

Пропагандистская роль Терезина

Помимо основной задачи Терезин должен был решать и другую: стать гетто для старых и заслуженных евреев Германии и Австрии.

Депортации из Германии и Австрии на восток оправдывались потребностью в рабочей силе. То, что вместе с работоспособными людьми уезжали и их семьи, нацистская пропаганда объясняла стремлением не разлучать членов семей. Однако депортация евреев старше 65 лет не поддавалась такому объяснению. Поэтому 42 000 евреев Германии, 15 000 евреев Австрии и 5 000 евреев Голландии были доставлены в Терезин якобы в имперский дом престарелых, в "гетто для стариков". Вместе с ними были доставлены евреи, которые имели заслуги со времен Первой мировой войны.



Пропагандистская роль Терезина, который должен был прикрывать кровавые драмы "окончательного решения", постоянно совершенствовалась. Позже местное гетто уже выдавали не за "дом престарелых", а за так называемое еврейское поселение: экспериментальную автономную территориальную единицу, якобы модель для подготовки будущего послевоенного еврейского государства.

Однако действительность была иной. Депортация в Терезин не означала, что все германские, австрийские и голландские евреи могли здесь остаться. Около 26 000 из них было отправлено в лагеря смерти на востоке. Их единственным, сомнительным выигрышем стало лишь то, что на смерть они отправлялись кружным путем через Терезин.

Жизнь и смерть в Терезине

Что бы ни говорили нацисты о гетто, было очевидно, что пребывание в лагере должно было сломить заключенных и сократить их число. С учетом этих целей Гейдрих давал указания своим подчиненным о том, насколько примитивно должен быть оснащен лагерь. Особенно зловеще звучали его слова о том, что "евреи должны сделать себе жилища в земле". Умерших сжигали в наскоро построенном крематории. В Терезине нашли смерть

34 000 евреев, то есть каждый четвертый из тех, кто был туда депортирован.



До войны в Терезине проживало около 7 000 человек. С созданием гетто численность населения в городе стала быстро расти. С июня 1942 г. в Терезин начали прибывать транспорты из Германии и Австрии, причем не прекращалась депортация евреев из Протектората. Если к началу мая 1942 г. в Терезине находилось 13 000 заключенных, к концу сентября их там было уже 53 000. Одновременно многократно повысилась смертность. Наибольшая численность заключенных в Терезине отмечена 18.сентября 1942 г. Символично, что на тот же день приходится наибольшее число смертей: 156.

С начала июля 1942 г. весь город Терезин превратился в концентрационный лагерь. В тот же год прекратили свою деятельность основные службы жизнеобеспечения города. Около 6 000 новоприбывших ютились на неприспособленной территории без света, воды, средств гигиены. Многие спали на голой земле, другие вынуждены были жить в темных казематах, которые были настолько сырыми, что армия до войны не использовала их даже под склады. Постепенно сложилась катастрофическая ситуация с водоснабжением и электроснабжением, кухни не успевали накормить всех. И без того недостаточное питание по большей части было холодным. Перед клозетами и выгребными ямами днем и ночью стояли очереди, то и дело вспыхивали эпидемии.

Берлинское управление гестапо решило облегчить ситуацию в Терезине увеличением числа транспортов на восток. Смертоносное оборудование в лагере смерти Треблинка едва успевало принимать транспорты из Польши, но именно туда с середины сентября по середину октября были отправлены 10 транспортов из Терезина с 18 000 заключенных. Уже в день своего прибытия они были убиты в газовых камерах. Еще 5000 заключенных Терезина с 14 июля по 22 сентября 1942 г. были ликвидированы в Малом Тростянце или по пути туда. 26 октября 1942 г. отправился первый транспорт из Терезина в Освенцим-Биркенау. По тому же маршруту направлялись все без исключения последующие транспорты из Терезина на восток.

Лагерное сопротивление

Воспрепятствовать депортациям в лагери смерти — для этого у еврейского самоуправления гетто и у тайных организаций сопротивления не было сил.

Однако поле боя между СС и заключенными существовало. На нем шла борьба с ежедневной лагерной смертностью, за каждую отдельную жизнь. В неимоверно трудных условиях, под постоянным нацистским контролем и угрозой смерти было необходимо обеспечить ходя бы основные жизненно важные функции гетто: снабжение питьевой и технической водой, электроснабжение. Кухни, медицинские службы и основные средства гигиены должны были работать, необходимо было, как можно, более эффективно использовать ограниченные жилые площади, немногочисленные лекарства, организовать заботу о детях и престарелых.

В этой неравной борьбе с нацистами терезинские узники выстояли. В ужасных условиях они показали большую работоспособность, высокую квалификацию в разнообразных технических областях, глубокие медицинские знания. Сообщество, которое вынужденно возникло в Терезине и включало десятки тысяч людей различного культурного, социального и языкового происхождения, сохранило свое человеческое достоинство и оставило после себя многочисленные свидетельства поразительной солидарности, самопожертвования и величия человеческого духа. Это было сопротивление без оружия, с единственной целью: сохранить как можно больше человеческих жизней.
{* *}