Top.Mail.Ru

Иудеи Древней Греции

30.05.2016

В 1944 году, когда нацисты оккупировали Грецию, гестаповцы арестовали около трёхсот живших на Крите евреев. Их поместили на грузовое судно, взявшее курс на материковую Грецию. Конечным пунктом этого «путешествия» должен был стать Освенцим. Однако жестокая судьба избавила несчастных жертв от газовых камер: корабль потопила британская торпеда, никто из находившихся на борту не выжил.

Единственным напоминанием о существовавшем некогда еврейском квартале в Ханье – втором по численности населения городе Крита – служит синагога «Эц Хаим». Построенная еще в средние века, она расположена в старой части города, обнесенной стеной. Еврейская община существовала в городе на протяжении 2300 лет, пережив господство римлян, византийцев, Венецианской республики и Османской империи. Сегодня же на острове проживает всего полтора десятка евреев, и в некогда еврейском квартале Овраки почти ничто не напоминает о его прошлом.

После гибели подавляющего большинства местных евреев в годы Второй мировой войны синагога на протяжении нескольких десятилетий оставалась заброшенной. Фактически она служила местным жителям в качестве свалки и бесплатного туалета. Но спустя полвека в Ханье появился энтузиаст, решивший возродить древнюю синагогу. Сегодня в «Эц Хаим» проходят еженедельные субботние службы. А 14 июня, в годовщину депортации евреев Крита, в синагоге пройдет ежегодная поминальная служба, а также откроется выставка, приуроченная к 20-летию ее восстановления.

Возрождение синагоги – дело рук Николаса Ставрулакиса, переехавшего на Крит в 1996 году. «Впервые увидев развалины синагоги, я содрогнулся, – рассказывает он. – Мало того что все местные евреи были убиты, но и даже их история стиралась из памяти. Я решил, что синагога должна быть сохранена любой ценой!»

Ставрулакис вырос в Англии в семье турецкой еврейки и православного грека, уроженца Крита. Получив художественное образование в США, он стал одним из основателей и директором Еврейского музея Греции в Афинах. О трагической судьбе евреев Крита Ставрулакис узнал еще в молодости. Выйдя в 1996 году на пенсию, он поселился на острове и посвятил остаток жизни восстановлению синагоги «Эц Хаим».

Далеко не все потенциальные меценаты понимали, зачем восстанавливать синагогу в регионе, где фактически отсутствует еврейское население. Тем не менее Ставрулакису удалось найти понимание у руководства Всемирного фонда охраны памятников и у главы Всемирного еврейского конгресса Рональда Лаудера. И в 1999 году единственная критская синагога вновь стала действующей.

Здание построено в соответствии с традицией романиотов – грекоязычных евреев Византии. Арон-кодеш, в котором хранится свиток Торы, обращен к восточной стене, а бима ориентирована на запад. Вода в микву поступает из настоящего родника, а Ставрулакис сам проводит субботние службы, на которые приходят до 15 человек.

Первое десятилетие работы вновь открытой синагоги прошло спокойно, но в 2010-м в течение одного месяца молитвенный дом пережил два поджога, в которых сильно пострадала синагогальная библиотека. Причиной этих вандалистских действий, очевидно, послужил антисемитизм. Однако Ставрулакис заявил, что синагога не закроется и под влиянием антисемитов и ее двери останутся открытыми для всех желающих.

Своего рода «шефскую помощь» над островной синагогой приняла на себя еврейская община Афин, насчитывающая около пяти тысяч членов. Столичный раввин Габриэль Негрин приезжает на Кипр накануне еврейских праздников, чтобы провести службу по всем правилам.

Политическую ситуацию в сегоднешней Греции стабильной не назовешь. Праворадикальная партия «Золотая заря», которую многие политологи называют неонацистской, получила на прошлогодних парламентских выборах 7% голосов. «Нельзя сказать, что мы в связи с этим испытываем страх, но, разумеется, мы обеспокоены», – говорит представитель еврейской общины Афин Виктор Элиэзер.

Однако в синагоге «Эц Хаим» царит оптимизм. Ставрулакис со смехом рассказывает, что в 1999 году, когда отреставрированный молитвенный дом вновь открылся, в местных СМИ распространялись слухи об «израильском заговоре» по захвату Крита, однако в последнее время подобные разговоры утихли.

Проживающая на Крите немка Аня Цукмантель, взявшая на себя обязанности администратора синагоги, с сожалением отмечает, что из-за малочисленности еврейского населения острова говорить о регистрации постоянной еврейской общины не приходится. Синагога живет в основном за счет пожертвований от туристов. С началом туристического сезона в синагоге ожидают притока состоятельных туристов из Америки, многие из которых имеют греческо-еврейские корни. Некоторые из них планируют отпраздновать на Крите свадьбу или бар-мицву. «Людям кажется, что в этом есть романтика», – замечает с улыбкой Аня Цукмантель.

Роберт Берг

{* *}