Top.Mail.Ru

Великий морской Израиль

22.09.2016

США теряют контроль над Ближним Востоком, но просто так они уйти не смогут: их функции по поддержке мирового порядка в этой части планеты перейдут Израилю. Еврейское государство всегда контролировало небо и сушу, а теперь у него есть и свой атомный подводный флот – последняя компонента, чтобы стать сильнейшей региональной державой.

«И построил флот царь Соломон в Эцион-Гевере, что при Эйлоте, на берегу Красного моря. И послал Хирам на флот рабов своих, корабельщиков, знающих море, со слугами Соломона. И прибыли они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону».

(Первая книга Царей, 9:26-28)

Согласно ТаНаХу, ещё три тысячи лет назад еврейский царь Соломон, заручившись помощью своего союзника – тирского владыки финикийца Хирама, – снаряжал морские экспедиции, что уходили по Красному морю в таинственную страну Офир и возвращались, нагруженные золотом, драгоценностями, а также другими диковинами. И всё же море не играло большой роли в древней истории еврейского государства.

Схожая ситуация сложилась и в возрождённом после двухтысячелетнего перерыва современном Израиле. Несмотря на то, что немалая доля репатриантов в первой половине XX века прибыла в страну именно по Средиземному морю, да и сейчас из-за недружелюбно настроенных соседей и закрытых сухопутных границ подавляющая часть тяжёлых грузов по-прежнему попадает в Израиль морским путём, это направление так и не получило достаточного развития.

Впрочем, израильские военно-морские силы прославились в Войну судного дня. Именно тогда, в первых в мировой истории боях с применением противокорабельных ракет, военные катера еврейского государства в двух сражениях, успешно применив средства радиоэлектронной защиты, наголову разбили превосходящие по количеству и дальнобойности морские силы египтян и сирийцев, оснащённые передовой советской техникой. Однако и после этого основой вооружённых сил страны продолжили оставаться авиация и бронетанковые войска.

Положение несколько изменилось лишь на рубеже веков, когда ВМФ Израиля обзавёлся немецкими подводными лодками класса Dolphin, модифицированными в соответствии с израильскими запросами. При стоимости в 400 миллионов евро за каждую, они стали самыми дорогими боевыми системами в составе вооружённых сил страны. Всего Израиль получил пять таких лодок, причём две трети расходов на их строительство взяла на себя Германия. Подводный флот значительно расширил возможности для проведения разведывательных операций. Кроме того, как утверждают западные СМИ, благодаря внесённым в конструкцию субмарин изменениям, позволившим оборудовать их высокоточными ракетами, способными нести ядерную боеголовку, флот стал основой израильской стратегии ядерного сдерживания, гарантируя нанесение ответного удара по стране, которая попытается уничтожить Израиль с помощью оружия массового поражения.

По плану, разработанному военным руководством и утверждённому правительством страны ещё четыре года назад, израильский ВМФ должен был иметь на вооружении, по крайней мере, шесть подводных лодок. Однако в прошлом году, после подписания ядерной сделки с Ираном, международные санкции с этой страны были сняты, и в результате в экономику Ирана влились миллиарды долларов, часть из которых пошла на усиление террористической деятельности по всему миру, в частности против еврейского государства, и в новой ситуации Генштаб израильской армии был вынужден отложить приобретение шестой подводной лодки, направив средства оборонного бюджета на защиту от иранской агрессии.

Однако, как стало известно, на прошлой неделе премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху принял решение обратиться к канцлеру Германии Ангеле Меркель с просьбой помочь в финансировании заказа на покупку шестой подводной лодки. Возможно, эта лодка нужна израильскому руководству, чтобы обеспечить еврейскому государству стратегическую инфраструктуру для превращения страны в морскую державу.

Остров Израиль

В первых числах сентября совместная израильско-американская группа опубликовала чрезвычайно любопытный документ, составленный под эгидой израильского Исследовательского центра морской стратегии при Хайфском университете и американского Института Хадсона. Названный «Докладом комиссии по Восточному Средиземноморью», он стал результатом работы представительной группы из десятка израильских и американских специалистов, имеющих впечатляющий послужной список в военно-морской сфере, а также в области международной дипломатии и использовании энергетических ресурсов.

Цель документа более чем амбициозна – «инициировать формирование морской стратегии Израиля». И судя по команде авторов, поставленная задача, кажется, им вполне по силам. С израильской стороны в неё вошли бывший глава ВМФ генерал-лейтенант Ами Аялон, бывший заместитель командующего ВМФ бригадный генерал Шауль Хорев, бывший гендиректор израильского МИДа, а затем посол в ООН Рон Просор и профессор экономики Эйтан Шишинский, возглавлявший общественные комиссий по вопросам налогообложения доходов, полученных от обнаруженных Израилем запасов нефти и газа. Американская же часть группы представлена бывшим руководителем военно-морскими операциями США адмиралом Гари Роугхедом, бывшим замминистра обороны Дугласом Фейтом, бывшим председателем сенатского комитета по энергетике Мэри Лэндрю, бывшим гендиректором компании Noble Energy Чарльзом Дэвидсоном, бывшим помощником замминистра ВМФ Сетом Кропси и известным военным историком Артуром Германом. Среди них есть и левые, и правые, и республиканцы, и демократы.

«Израиль всегда опирался на сушу и небо, но для его дальнейшего процветания и сохранения безопасности этого больше недостаточно», – в категоричной манере констатируют авторы доклада, перечисляя ряд причин, требующих скорейшего формирования морской стратегии еврейского государства. Прежде всего, они напоминают, что «с точки зрения экономики, Израиль – это остров», ведь более 99% его торговых связей осуществляется морским путём. Причем географически Израиль удобно расположен вблизи сразу трёх критически важных маршрутов морского судоходства: Суэцкого канала, проливов Баб-эль-Мандебского и Ормузского. При этом торговые отношения Израиля со странами Востока, в первую очередь – с Индией и Китаем, непрерывно растут. В прошлом году доля израильского экспорта в азиатские страны достигла 24,9%, превысив долю экспорта в США (23,8%), и по оценкам экспертов, в скором времени станет превалировать и над европейской (30%). А морские пути этого направления проходят по Индийскому океану как раз в непосредственной близости от Ирана.

В свою очередь, в Средиземном море, в своей исключительной экономической зоне, Израиль обнаружил газовые месторождения, способные превратить его в «энергетически независимую нацию и даже в экспортёра энергии». Израиль будет обязан не только обеспечить безопасность добычи газа для себя, но и гарантировать сохранность общих с соседями инфраструктур. Кроме этого, еврейское государство должно определить, каким будет правовой режим использования этих ресурсов, как привлечь международных инвесторов, какое из экспортных направлений для него важнее: например, турецкое или египетское. «Необходимо думать не только об уязвимостях, но и об открывающихся возможностях», – подчёркивают авторы доклада.

Ещё один важный фактор – по мере регионального крушения арабской государственности и резкого усиления Ирана возрастает и потенциальная опасность со стороны таких террористических структур, как ИГИЛ (запрещенная в РФ организация), ХАМАС и «Хизбалла», расширяющих свои морские арсеналы, угрожая инфраструктуре Израиля и всего региона не только на суше, но и на море. Также следует учитывать, что на фоне усиления интереса к региону со стороны России, укрепившей своё влияние на сирийском побережье, и Китая, основавшего свою первую военно-морскую базу за пределами страны в Джибути, США в последнее время постепенно теряют свои позиции на Ближнем Востоке. Так, в Восточном Средиземноморье Шестой флот представлен теперь лишь одним командным кораблём в Италии и четырьмя эсминцами в Испании. Хотя до сих пор именно США де-факто обеспечивали безопасность морских торговых путей.

«Израиль не сможет обеспечить своё будущее, если не обратится к морю, как гораздо раньше в своей истории поступили США», – приходят к выводу составители доклада. И отмечают, что сегодня эта идея, к сожалению, «практически отсутствует в общественном дискурсе страны, где вообще мало знакомы с собственной морской историей и культурой».

Ближневосточный карантин

К слову, у Израиля практически нет собственного торгового флота. Грузы в израильские порты обычно доставляют корабли, принадлежащие международным логистическим компаниям. В условиях введения санкций против Израиля, а такая угроза висит, еврейское государство может остаться без поставок. А значит, необходимо обзавестись своим, пусть и небольшим торговым флотом для поставки необходимых для выживания государства грузов. По мере же превращения азиатского экспортного направления в важнейшее для страны Израилю придётся задуматься и о создании военно-морских активов, обеспечивающих безопасность торговых путей в Индийском океане.

Обеспечение безопасности газовых месторождений и стратегических морских коридоров неизбежно потребует, в свою очередь, установления тесных союзов с другими государствами. И здесь составители доклада указывают на особую роль, которую могут сыграть США в развитии морской стратегии Израиля, подчёркивая и американские интересы в этом. «Многие американцы предпочли бы не иметь ничего общего с войнами за рубежом, с землями, вязнущими в коррупции и ставшими рассадниками для джихаддистов, население которых отвергает прогресс и ненавидит США», – признают авторы доклада рост изоляционистских настроений среди американцев.

Вместе с тем ясно, что нет никакой возможности «поместить в карантин» целый регион. Разрабатываемое странами региона ядерное, биологическое или химическое оружие способно нанести удар в любом месте, а кибератака сможет повредить компьютерные системы в любой точке планеты. Более того, отсутствие безопасности на ближневосточных морских коммуникациях нанесёт огромный ущерб всей мировой экономике и будет иметь катастрофические последствия для тех же США. Иными словами, изоляционизм американцев объясним, но совершенно не воплотим. Необходимо обеспечивать свободу морского судоходства, противостоять распространению оружия массового уничтожения и радикальной исламской идеологии, и в этих вопросах у США на Ближнем Востоке нет более естественного союзника, чем Израиль.

Более тесное сотрудничество в военно-морской области, подчёркивают авторы доклада, среди которых три адмирала, включающее обмен разведданными и подготовку соответствующих кадров и инфраструктуры, стало бы прямым вкладом одновременно и в американскую, и в израильскую безопасность. Кроме того, развивающаяся энергетическая сфера израильской экономики открывает новые возможности для американских инвестиций.

Однако «морская стратегия должна быть шире простого перечисления военно-морских задач», – отмечают составители доклада. Должна быть концепция. Главным препятствием развития морской стратегии Израиля, по их мнению, сегодня является её отсутствие. А значит, необходим серьёзный сдвиг в видении Израилем самого себя в качестве морской державы. Необходимо перестроить мышление нации.

Американские отношения с Израилем, по мнению составителей документа, могут развиваться в сторону модели, связывающей сегодня США с Британией или Австралией, которые в тесной координации с американцами контролируют ограниченные сферы влияния и таким образом разделяют вместе с Америкой ответственность за поддержание мирового порядка в своих регионах. «Способен ли Израиль нести большую долю ответственности за поддержание глобального порядка, на котором будут основываться его собственные безопасность и процветание?» – задаются вопросом авторы доклада. И не дают ответа.


{* *}