Top.Mail.Ru

Тема 5. Выработка основных направлений политики российского самодержавия в отношении евреев в первой четверти XIX века

12.04.2001

( “Еврейские комитет” Александра I, “Положение о евреях” 1804 г. — причины подготовки и реальный эффект. Роль евреев в победе русских войск над Наполеоном в Польше и Литве. Политика правительства в отношении национально-религиозных меньшинств в целом и евреев в отдельности в нач.19 века. Основные тенденции в “еврейской” политике самодержавия 19 в. Религиозный аспект еврейского вопроса во вторую часть царствования Александра I. Декабристы и еврейский вопрос. ) Первым вопросом, представленным на рассмотрение Еврейского Комитета 1802 г., было “Мнение” Г. Державина. Кстати, для обсуждения этого вопроса по настоянию самого автора были приглашены еврейские депутаты. В дальнейшем это стало традицией этого комитета — одни депутаты находились там по приглашению членов комитета, другие — по избранию еврейскими обществами. В частности, Державин пригласил в Комитет Ноту Ноткина. Однако тон в заседаниях комитета задавал не Державин, который считал себя главным специалистом по еврейскому вопросу в России, а молодые друзья императора Александра, что вскоре заставило поэта уйти в отставку. Поэтому “Положение о евреях”, ставшее результатом двухлетней работы Комитета, готовилось уже без него, но, безусловно, под влиянием его труда. Благие помыслы членов комитета, высказанные ими в начале его деятельности о том, что главным принципом политики по отношению к евреям должно быть “сколь можно менее запрещений, сколь можно более свободы”, т.к. “везде, где правительства мнили приказывать, везде являлись одни только призраки успехов”, были вскоре забыты. Уже в докладе государю в октябре 1804 г. вместе с проектом реформы говорилось о необходимости принять действенные меры для преобразования жизни евреев. Это преобразование заключалось в том, чтобы направить их деятельность в сторону производительного труда, приобщить их к общей гражданской жизни и общему образованию, “привлечь их ко всем выгодам и уважению, коими пользуются прочие состояния под общим покровительством законов, терпимости и благоустройства. Казалось бы, типичные лозунги сторонников еврейской Гаскалы, но был один ньюанс, который сводил это “на нет”. Если последователи Мендельсона стремились с одной стороны, привлечь евреев к гражданской, экономической и культурной жизни страны проживания, а с другой — требовали от окружающих народов признать евреев равными себе, допустить их в круги своей жизни, то русское правительство делало в своей политике иной акцент. Доминирующее значение в ней придавалось стремлению обезвредить еврея, “охранить крестьян от его экономического господства” и вообще оградить интересы христианского населения. Поэтому, наряду с важными либеральными изменениями в законодательстве произошли и ухудшения реального положения дел.
“Положение о евреях” 1804 г.
Либерализация Новые ограничения
1. Сохранение за евреями свободы вероисповедания и общинного устройства. 1. Отменено право раввинов налагать отлучение и публичные наказания — результат оговоров хасидов митнагидами и пр.
2. Предоставление евреям права получать общее образование в начальной школе, гимназиях и университетах на равных условиях (если нет, то евреи обязаны были основать за их счет особые еврейские школы с преподаванием одного из 3 языков — русского, немецкого или польского). 2. Занимать должности в местном самоуправлении разрешалось только евреям, владеющим одним из трех языков — русским, немецким или польским
3. Евреям разрешено выходить за черту оседлости, но только фабрикантам, купцам и ремесленникам — им временно разрешалось селиться с семьями во внутренних губерниях и столицах. 3. В прежнем положении остался вопрос о двойной подати с евреев, введенной Екатериной II. Ее было обещано отменить в будущем, “когда все вообще евреи в земледелии, мануфактурах и купечестве окажут постоянное направление и прилежание”.
4. Разрешено покупать незаселенную землю, т.е. без крепостных крестьян, но с правом пользоваться трудом наемных работников — христиан (т.о. было положено начало еврейским земледельческим колониям на юге России). 4. 34 статья — евреям запрещалось брать в аренду различные статьи помещичьего хозяйства. Было установлено, что в течение 3 лет все 60-тысячное сельское еврейское население должно покинуть деревни, уехать в города и местечки или на пустынные земли Новороссии, куда правительство обещало переселить евреев бесплатно.
5. Евреи освобождались от судебной власти помещика. 5. В случае желания переменить место жительства, еврей, живущий на земле помещика, должен был получить от него справку, что выполнил перед ним все экономические обязательства — введение элемента крепостничества в отношении евреев.

{* *}