Top.Mail.Ru

Тайна румынской синагоги

12.12.2013

Когда кто-то говорит о синагоге, в которой он вырос, обычно он имеет в виду, что регулярно ходил туда в детстве. Однако житель Нью-Йорка Казимир Нозковски имеет полные основания утверждать, что вырос в синагоге в буквальном смысле. Комната, в которой он провел детство, располагалась в женской галерее старой синагоги на Нижнем Ист-сайде.

В 1967 году, за 10 лет до рождения Казимира, его родители, художники Томас Нозковски и Джей Робинс, переехали в дом номер 70 по Хестер-стрит, в котором когда-то располагалась первая в США синагога выходцев из Румынии. Они превратили заброшенную синагогу, построенную в 1860 году, в замысловато декорированную двухэтажную квартиру-студию.

«Моя мама еврейка, а отец происходит из христианской семьи, но их общей религией всегда было искусство», — рассказал Казимир Нозковски в интервью The Times of Israel.

В самом начале XX веке община покинула здание на Хестер-стрит и переехала в другое, побольше. Помещение в годы Сухого закона служило складом нелегального алкоголя, а затем в нем располагалась небольшая фабрика по производству плащей-дождевиков и занавесок для душа.

Сейчас этот дом перестраивается под художественную галерею и кафе. Работы, как ожидается, будут завершены еще до конца года. Хотя Казимир Нозковски, 36-летний кинорежиссер, покинул Хестер-стрит, когда поступил в колледж, он по-прежнему привязан к этому месту. Когда новый владелец дома попросил его родителей покинуть помещение, он очень тяжело воспринял эту новость.

Чтобы задокументировать свое прошлое, Казимир снял о здании короткий фильм. «Что же будет с нашей синагогой дальше?» — задается вопросом он. Нозковски думал, что новый владелец скорее всего просто снесет здание, и очень удивился, узнав, что принято решение его сохранить и отреставрировать. Внизу откроется модное кафе, а два верхних этажа, где Казимир жил с родителями, предназначены для галереи современного искусства.

«Здание не признано охраняемой достопримечательностью, но оно очень интересно с исторической точки зрения. К сожалению, не удастся сохранить цветные витражи, но многое из старой отделки будет радовать посетителей галереи и кафе после их открытия», — отметил архитектор Карло Энцо Фриджуэле, занимающийся реконструкцией здания.

И хотя ближайшее будущее старого дома ни у кого вопросов не вызывает, информации о его прошлом не так много. Известно, что с начала 60-х годов XIX века здание использовалось в качестве синагоги общиной выходцев из Румынии. Примерно 40 лет спустя община разрослась и переехала в новое, более просторное помещение.

Однако еврейский историк Лара Рабинович сомневается в том, что в 1860 году в Нью-Йорке могла появиться целая община евреев из Румынии: «Румыния стала независимым государством в 1861 году, и до 1880-го в США въехало всего несколько евреев из этой страны». Она полагает, что титул «первой румынской синагоги» община присвоила себе несколько десятилетий спустя, когда в Нью-Йорке обосновалось уже немалое число выходцев из этой страны.

«В любом случае район, где селились еврейские иммигранты из Румынии, прославился скорее своими ресторанами, нежели синагогами. Румынские евреи всегда имели репутацию гуляк, любителей вкусной еды, выпивки и развлечений. Усердными б-гомольцами они никогда не считались», — подчеркивает историк.

В начале XX века нью-йоркская румынская синагога была своеобразным центром музыкальной жизни. Именно здесь начали свою карьеру такие известные канторы и исполнители клезмерской музыки, как Йоселе Розенблат, Мойше Ойшер, Джан Пирс и Ричард Такер.

«У меня было прекрасное детство, — отмечает Казимир Нозковски, — я вырос в особенном месте, где меня со всех сторон окружала живая история. Я чувствовал себя более счастливым по сравнению с другими детьми».

Николай Лебедев

{* *}