Top.Mail.Ru

Полезный паспорт Турции

03.05.2016

«Мой папа был турецкоподданный», – обмолвился как-то великий комбинатор Остап Бендер и тут же был записан в евреи. И не зря – именно подданство Османской империи спасало многих евреев Одессы от воинской повинности и налогов вплоть до начала XX века. Потом Первая мировая война и нарастающая волна антисемитизма убила эффект «полезных» паспортов.

В XIX столетии Одесса была не только своеобразной «еврейской» столицей юга России, но и городом, где проживало наибольшее в процентном отношении число подданных иностранных государств. Порой два этих множества пересекались.

Название «Одесса» вошло в употребление в 1795 году. В книге Осипа Лернера «Евреи в Новороссийском крае» мы видим такую характеристику Одессы образца 1826 года: «Едва прошло четверть века с того времени, когда Одесса из пустынной турецкой деревушки успела превратиться в кипучий и многообещающий торговый центр, как среди ее малочисленного еврейского населения, большинство которого составляли тогда австрийские выходцы…» Немного статистики. Население Одессы с пригородами в 1826 году составляло 32995 человек. Из них подданство Российской империи имели почти 30 тысяч человек, Оттоманской империи – 1329, Австрийской империи – 1000, Британской империи – 274, Франции – 249 человек. Были также подданные королевства Вюртемберг, Швейцарии, итальянских государств, Пруссии, Испании. Полный интернационал. Евреи в этом списке – или российские, или австрийские подданные.

А кто же тогда были 1329 турецкоподданных? Судите сами. Типичные имена и фамилии проживающих в Одессе подданных турецкого султана той поры: Иоанн Николау Абеланиоти, Фотий Кирьяку, Константин Адриопуло, Сократий Аладидий, Филипп Герогу-Хаджи, Апостол Галатий, Панайот Андриопуло. Не очень похоже, чтобы эти люди были евреями. А уж если добавить, что все они являлись прихожанами Одесской Греческой Свято-Троицкой церкви – совсем не похоже.

Со временем ситуация начинает меняться. В 1832 году Греция обретает независимость, после чего некоторые одесские греки меняют подданство на греческое. Некоторые, преуспев в торговых делах, приобретают российское. А кто-то сохраняет подданство Османской империи, видимо, полагая, что для жителя космополитичной Одессы разница не так важна. На христианскую Пасху 1862 года хулиганы устраивают стрельбу рядом с церковью. Полиция задерживает виновников и отбирает у них пистолеты. Задержаны: «сын умершего протоиерея Родостата, греческоподданные Хаджиогло, Коражани, Никола Арфони, сын чиновника Риганы – ученик гимназии, турецкоподданный Михаил Маноли Скуртчи и примкнувший к ним русский крестьянин – бондарь Денис Григорьев».

4 июня 1861 года император Александр II одобрил инициативу генерал-губернатора Новороссийского края графа Александра Строганова и высочайше повелеть изволил: «дозволить пребывание в Одессе тем из иностранных евреев, которые, проживая в сем городе продолжительное время, приобрели в нем оседлость, имеют постоянные занятия по торговле и промышленности и могут представить доказательства своей благонадежности». Фактически была легализована уже сложившаяся в Одессе ситуация с евреями-иностранцами, проживающими в городе – в нарушение закона. После этого указа Одесса превратилась в единственный город империи, в котором могли легально жить евреи с подданством других государств. Не только евреи-иностранцы устремились в Одессу, но и иудеи Новороссийского края начали более или менее законно обзаводиться другим подданством. Таким образом можно было избежать воинской повинности и не платить налоги. Одесский полицмейстер В.П. Перелешин в рапорте градоначальнику в 1881 году докладывал: «…большая часть евреев-иностранцев суть русскоподданные, приобретшие иностранные виды с целью укрывательства от воинской и других повинностей в России».

Через 20 лет после «легализации» пребывания евреев-иностранцев в Одессе их насчитывалось 13330 человек. То есть примерно каждый пятый еврей города не был подданным российского императора. В других городах Новороссийского края также проживали евреи с иностранным подданством, но в гораздо меньших количествах.

Турецкое подданство евреи Одессы и окрестностей получали разными путями. Были те, кто приехал с ним из Австро-Венгрии (в Вене на обладателей турецких паспортов не распространялись ограничения, касающиеся евреев), кто-то приехал или вернулся в Новороссийский край из самого Константинополя, кто-то утерял молдавское подданство при перекройке границ, а вместо российского решил принять турецкое. Кто-то вообще никуда не выезжал и не переезжал, а обратился за «полезным» паспортом к нужным людям.

Увы, турецкими паспортами пользовались и преступники, бросавшие тень на имидж остальных одесских турецкоподданных. В 1859 году в канцелярию одесского градоначальника поступило распоряжение из Санкт-Петербурга. Высшим властям империи кто-то донес «о противозаконном… промысле некоторых евреев, состоящем в том, что евреи эти, завлекая в свои сети молодых девушек, подвергшихся обольщению и оставленных своими обольстителями, довершают несчастие этих женщин, делая их предметом своей алчности к деньгам, и для этой цели вывозят их в Константинополь и там продают на невольничьем рынке как свою собственность по 500 и 800 руб. серебром, и что из Одессы таким образом ежегодно вывозится более 100 молодых девушек».

Была образована специальная комиссия, которой удалось выявить несколько случаев вывоза в непотребные дома Турции по подложным документам девиц, уже занимавшихся в Одессе тем же ремеслом. Так, некие три девицы, назвавшиеся Бинной, Ривкой и Хаей (в крещении Ольгой) Непомнящими были задержаны при попытке сесть на пароход в Константинополь по чужому паспорту – турецкоподданной Ривки Бинны Хаим с дочерью Хаей. Нарушительниц отпустили (разумеется, по недосмотру нижних чинов полиции), после чего их, по неподтвержденным сведениям, вывез из России сухопутным путем австрийскоподданный Абрам Горн (Шмиль). В рамках того же дела была разоблачена попытка вывезти в Константинополь некую Бодяну Фишельмахер по паспорту турецкоподданной Богданы Черни. Подозреваемые – Абрам Герш (турецкоподданный), Герш Розан (турецкоподданный), Мойше Якуб (назвал себя турецкоподданным, но оказался русскоподданным колонистом Срулем Гройсманом из колонии Новоподольск Херсонской губернии).

Турецкоподданного Абрама Аттентоля заподозрили в двух правонарушениях – попытке вывезти девицу из одесского публичного дома за море и в том, что он на самом деле русскоподданный. Ни то, ни другое доказать не удалось.

По итогам долгого следствия и разбирательства в Санкт-Петербург было доложено, что «число подобных женщин весьма незначительно», причин для волнения нет. Но одесская полиция начала так усердно заниматься проверкой документов местных турецкоподданных, что в дело опять вмешалась столица империи. Турецкий поверенный в делах в Петербурге встал на защиту добропорядочных евреев-турецкоподданных, жаловавшихся ему на дискриминацию по сравнению с другими иностранноподданными.

Одесса была центром этого явления, но сочетание турецкого подданства и иудейского вероисповедания можно было встретить во второй половине XIX века по всему югу России. Шмуль Виттенштейн из Луганска, Мойша Дустровский из Каховки, ростовчане Л.М. Гольдштейн, владелец «Торгового дома Гольдштейн и Шполянский» и М.Л. Гольдштейн, владелец конфетно-пряничной фабрики, купец Ерахмиль Бегар из Николаева – все они турецкоподданные. В биографии революционера, уроженца Одессы Меера Янкелевича Геллиса читаем: «Уклоняясь от воинской повинности, в 1874 году Геллис уехал за границу с поддельными документами на имя подданного Османской империи Германа Файнштейна». В Грузии полиция заводит дело «О прусскоподданном уроженце г. Штетина Гольденберге, выдающем себя за турецкоподданного Лесингера А». Турецкое подданство, вероятно (документы, разумеется, не сохранились), мог иметь Нафталий Аронович Френкель, один из высших руководителей ГУЛАГа.

Но к концу XIX века паспорт Османской империи стал терять свою привлекательность для евреев, живших в России. Он не спасал от нарастающей волны антисемитизма, как бытового, так и государственного. Одесский погром 1881 года стал одной из главных причин поднявшейся волны еврейской эмиграции. Уезжали как в Америку, так и в Турцию, где с конца XIX века государственная политика в отношении евреев начала, в отличие от России, смягчаться. К территории Османской империи относилась тогда и Палестина.

Тем не менее, если взять статистику по подданству иностранных предпринимателей, проживавших в 1913 году в столицах и в Одессе, то можно увидеть, что если в Москве и Санкт-Петербурге никаких турецкоподданных не было вообще (в этом играла свою роль черта оседлости), то в Одессе среди деловых людей самым популярным из заграничных паспортов был греческий (74 человека), на втором месте – турецкий (65).

16 октября (по старому стилю) 1914 года Османская империя вступила в войну против России в составе Центральных держав (к ним относились также Германия, Австро-Венгрия и Болгария) и закрыла проливы для российских судов. Для Одессы это вылилось в практическое прекращение работы порта. Последовала ответная реакция властей. В годы Первой мировой войны в Одессе закрылись все деловые предприятия, принадлежащие подданным вражеских государств. Около 5000 иностранных подданных были выселены из города.

13 ноября (по старому стилю) 1914 года «Маленькие одесские новости» сообщали: «В Одессе живут около 40 семейств евреев-турецкоподданных. Предки их переселились сюда еще в первые годы основания Одессы. Здесь они живут беспрерывно. Теперь они должны подвергнуться участи всех турецкоподданных. Семьи эти обращаются к администрации с просьбой принять их в русское подданство. Представляемые ими метрические свидетельства доказывают, что в Одессе лица эти родились и никогда в Турции не жили».

Возможно, эта просьба была удовлетворена. Обратите внимание, что даже литературный Остап Бендер – сын турецкоподданного, но сам не турецкоподданный. Так или иначе, после революций 1917 года следы турецкоподданных в Одессе и в других уголках бывшей Российской империи постепенно теряются. Лишь НКВД Украинской ССР, разоблачая очередную шпионскую сеть, сообщал в 1938 году в Москву о завербованном итальянской разведкой в городе Славянске турецкоподданном Азуне (судя по фамилии, скорее греке, чем еврее). Среди множества евреев Одессы, «представителей сионистского подполья, агентов британской разведки», по версии той же организации, турецкоподданных уже не было.

{* *}