Top.Mail.Ru

Еврейская татуировка

23.06.2015

Еврейская традиция относится к тату однозначно отрицательно, но татуировки иногда можно увидеть и на вполне себе религиозных евреях. Да и индустрия тату в США была создана еврейскими руками. Отцом-основателем тату-бизнеса в Нью-Йорке был Льюис Альбертс по прозвищу Лью-еврей (Lew the Jew). Именно он совместно с другим известным евреем-татуировщиком Чарли Вагнером изобрел первую электрическую машинку для набивки татуировок. 

«Тело – это святой и прекрасный сосуд, созданный Б-гом. Татуировка же портит эту красоту, поэтому мы отвергаем практику татуировок, но ни в коем случае не людей с татуировками», – говорит раввин Брайан Шульденфрай. И ссылается на отрывок из Торы, в котором содержится прямой запрет на тату: «И надрезов не делайте на теле вашем, и надписи наколотой не делайте на себе». В прошлом евреи избегали делать себе татуировки. Ультраортодоксально настроенные раввины иногда даже высказывали мнение, что человека с татуировкой нельзя хоронить на еврейском кладбище, хотя в еврейском законе такого запрета, конечно же, нет.

Тем не менее татуировки среди евреев в последние годы становятся всё более модной тенденцией. При том, что индустрия тату в Северной Америке, по сути, была создана еврейскими руками. Отцом-основателем тату-бизнеса в Нью-Йорке считается Льюис Альбертс по прозвищу Лью-еврей (Lew the Jew). Он родился в 1880 году в Бронксе в семье выходцев из Галиции, учился в профессионально-техническом учебном заведении Hebrew Technical Institute, где получил специальность дизайнера по обоям. В 1898 году, когда началась испано-американская война, Льюис добровольцем пошел в армию и попал на филиппинский фронт. На Филиппинах, где развитая традиция боди-арта существует с глубокой древности, Лью познакомился с работой местных мастеров татуажа и после возвращения в Нью-Йорк открыл собственный тату-салон.

Бред Финк, историк татуировки и совладелец салона Daredevil Tattoo на Дивижн-стрит в Нью-Йорке, отмечает, что в начале XX века, когда принадлежность к еврейству в Америке не считалась престижной и даже воспринималась как своего рода стигма, Лью с гордостью заявлял о своей идентичности: «Взяв псевдоним Lew the Jew, он, вероятно, стремился выделиться из толпы других мастеров татуажа, обычно бравших псевдокитайские имена».

Некоторое время партнером Лью по бизнесу был другой известный еврей-татуировщик Чарли Вагнер. Именно они совместно разработали первую электрическую машинку для набивки татуировок. До нее в ходу был лишь ручной метод – крайне медленный и болезненный. Вагнер и Лью взяли за основу принцип работы изобретенного Томасом Эдисоном прибора под названием «электрическое перо» (Autographic Engraving Pen). Этот аппарат входил в комплект машины для трафаретной печати – мимеографа, который являлся ранним прообразом современной офисной копировальной техники. Мимеограф был построен на принципе возвратно-поступательного движения – двигатель толкал единственную иглу. Машинка без краски пробивала отверстия для создания трафарета. Нанесенная на поверхность трафарета краска прокатывалась валиком и, проникая через отверстия, оставляла отпечаток – так получали очередную копию документа. Вагнер и Лью дополнили конструкцию резервуаром для краски и ввели использование пучков игл.

В течение XX века татуировка несколько раз переживала взлеты и падения. В 1943 году The New York Times писала: «В 90-х годах прошлого века тату находилась на пике моды. Татуировками щеголяли британские, российские, скандинавские коронованные особы и представители аристократии. Покойный английский король Георг V возвратился из турне по Дальнему Востоку с китайским драконом на руке. В 20-х годах нынешнего века светские персоны щеголяли с тату на плечах и запястьях, а у нью-йоркской золотой молодежи вошло в моду посещение тату-салонов, открытых японскими эмигрантами». Однако в период Великой депрессии татуировка на Западе вышла из моды, ее носителями стали, как правило, представители социальных низов. В 1961 году в Нью-Йорке был введен запрет на тату под предлогом того, что с помощью игл можно заразиться гепатитом. Однако в начале 90-х тату снова повсеместно вошла в моду, и в 1997-м запрет был снят.

Джошуа Эндрюс – создатель сайта Hebrewtattoo.net, онлайн-каталога образцов «еврейского боди-арта» – говорит, что на его ресурс ежемесячно посещают 35 тысяч человек, из около 50 человек решаются сделать татуировку. Израильтянин Йони Зильбер, художник по татуажу, живущий в Бруклине, утверждает, что как минимум раз в месяц к нему обращаются с просьбой сделать тату на еврейскую тему. Татуировку с цитатой из Танаха около 10 лет назад сделал себе знаменитый футболист Дэвид Бэкхем и он далеко не единственный представитель небольшой, но растущей компании звезд, все чаще появляющихся с ивритскими буквами и еврейскими символами, навечно вытатуированных на их коже. Бэкхем выбирал себе цитату для тату, похоже, с глубоким знанием еврейской истории и традиции. «Я принадлежу возлюбленной моей, а возлюбленная моя – мне», – так звучит фраза из Песни Песней, вытатуированная на его руке.

Профессор социологии Эрик Сильвер, автор монографии о татуировках, утверждает, что распространение тату среди евреев, а также всё большая популярность еврейских сюжетов в боди-арте косвенно свидетельствует о том, что евреи стали монолитной частью всего общества: «Выбирая сюжет для татуировки человек обычно стремится показать, что он принадлежит к мейнстриму, к господствующей культуре. И если он выбирает еврейский сюжет, значит, в нем нет ничего странного или экзотичного».

Роберт Берг

{* *}