Top.Mail.Ru

Зачем хасиду в Лейпциг?!

30.10.2013

Однажды великому хасидскому мудрецу рабби Гилелю из Парича (1795-1864) очень захотелось провести Шаббат со своим учителем, Любавичским Ребе Менахемом Мендлом. Исполнить это желание было непросто: неделя уже подходила к концу, а Бобруйск, где в то время жил рабби Гилель, находился довольно далеко от Любавичей. Все указывало на то, что в ближайший Шаббат рабби Гилель не сможет стать гостем Ребе. И тогда один из молодых хасидов рабби Гилеля предложил все же отправиться в путь. Он настаивал на том, что они смогут быстро добраться до Любавичей в его новой повозке, запряженной сильными молодыми лошадьми. 


Времени у хасидов оставалось в обрез, поэтому рабби Гилель был вынужден согласиться на два условия: они должны ехать по главной дороге (обычно рабби отказывался выезжать на мощеную дорогу, построенную по приказу царя Николая I, устраивавшего гонения на евреев) и не будут посвящать много времени молитве. Под давлением обстоятельств рабби Гилель принял дерзкий план хасида, и они отправились в путь.

Путники остановились на ночлег в придорожной гостинице. Утром, после молитвы и завтрака, молодой хасид обнаружил, что рабби Гилель еще не закончил молиться. Через некоторое время он снова подошел к раввину и увидел ту же картину: старый хасид продолжал изливать душу Творцу.

Когда же рабби Гилель все же закончил молиться, его молодой товарищ был крайне огорчен. «Я не понимаю, — воскликнул он, — вы же хотели провести Шаббат с Ребе и пообещали, что будете молиться быстрее обычного! А теперь у нас нет ни единого шанса попасть в Любавичи до наступления субботы».

И ответил рабби Гилель: «Предположим, ты мечтаешь отправиться на Лейпцигскую ярмарку, чтобы купить там редкий товар, которого нигде больше не найти. Но в пути ты встречаешь другого купца, который за тот же товар готов дать цену повыше. Только дурак в таком случае скажет: «Я должен попасть в Лейпциг!» Ведь цель его путешествия не в том, чтобы добраться до места назначения, а в том, чтобы получить желаемый товар... Для чего еще еврей едет к Ребе, если не за советом о том, как пробудить в себе чувства трепета перед Всевышним и любви к Нему во время молитвы? Если по дороге в Любавичи мне удалось помолиться с душой, неужели я должен отказаться от такого “товара” и поспешить в Лейпциг?»

Биографическая справка:

Раввин Гилель Малисов, известный как «рабби Гилель из Парича», родился в белорусском городе Хомец. В молодости он был учеником Чернобыльского ребе, но впоследствии, изучив Танию, стал хасидом ХАБАДа и последователем основателя движения, Шнеура Залмана из Ляд. С 1815 года рабби Гилель регулярно приезжал к Любавичскому Ребе Дов-Беру, преемнику Ребе Шнеура Залмана, а после его кончины, к Третьему Ребе, Менахему Мендлу из Любавичей. Рабби Гилель был раввином Парича и Бобруйска. Перу рабби Гилеля принадлежит философский труд «Пелах а-Римон».

Янки Таубер

{* *}