Top.Mail.Ru

Не произноси напрасно

18.03.2014

«Я недавно читал Библию и пришел к выводу, что еврейский народ грубо пренебрегает своей миссией. В тексте Библии Всевышний регулярно напоминает евреям о том, что они должны “призывать имя Его” (Книга пророка Йешаягу 12:4, Тегилим 105:1) и “воспевать имя Его” (Тегилим 68:5), восхвалять тех, кто “знает имя Его” (Тегилим 91:14). Да и вообще текст изобилует упоминаниями Его имени. Тем не менее, насколько я могу судить по своему опыту общения с евреями, они, напротив, озабочены тем, чтобы не упомянуть имени Б-га. Они предпочитают называть Его “Всесильный”, “Всевышний” или “Ашем”, что в переводе с иврита означает “Имя”. Почему же евреи не исполняют наказ Создателя, не “призывают и не “прославляют Его имя”, а вместо этого говорят намеками?»


На вопросы читателей портала Chabad.org отвечает раввин Барух Ш. Дэвидсон:

Вы нас раскусили. Да, мы, евреи, одержимы идеей не произносить имени Б-га вслух. Заметьте, даже в письме мы не обозначаем Его имя полностью и пишем «Б-г». На самом деле это правило касается всех случаев упоминания имени Творца, кроме чтения Торы или молитвы.

В основе этой осторожности лежит понимание третьей из Десяти заповедей Творца: «Не произноси имени Г-спода, Б-га твоего, напрасно». Несмотря на то что эта заповедь не разрешает произносить бессмысленных клятв с упоминанием Его имени, по сути, запрет распространяется на все контексты, кроме молитвы и изучения Торы. Великий еврейский мыслитель Маймонид говорил так:

«Запрещена не только ложная клятва. Запрет касается напрасного упоминания любого из имен Творца даже в том случае, если человек не принимает на себя никакой клятвы. Ибо в Торе сказано: “Бойся имени этого, почитаемого и страшного” (Дварим 28:58). Повеление бояться указывает на запрет произносить имя всуе.

Вот почему в случае, если человек ненамеренно произнес имя Б-га всуе, он должен немедленно восхвалить, восславить и вознести Творца, чтобы имя Его не звучало напрасно. Что под этим подразумевается? Если человек произнес имя Б-га, он должен сказать: “Благословенно славное имя царства Его во веки веков” или нечто подобное, чтобы Имя Создателя не было упомянуто напрасно» (Мишне Тора, Законы Клятвы 12:11).

Принимая во внимание страх и трепет, с которыми мы должны относиться к Творцу и всем Его именам, становится понятным, что наставления пророков о прославлении имени Б-га не относятся к имени как таковому. Более того, пророк прямо говорит, что еврейский народ должен рассказать миру о существовании Всевышнего и о том, что Он Создатель нашего мира, который постоянно охраняет его и поддерживает жизнь в каждом из Своих творений.

Это относится и к Тегилим: все восхваления имени Б-га указывают на воспевание сотворенных Им чудес.

Возникает очевидный вопрос: если в Тегилим сказано, что мы должны прославлять самого Б-га, не упоминая при этом Его имени, то почему нельзя сказать «славьте Его», вместо того чтобы постоянно упоминать одну и ту же фразу «восхваляйте Его имя»?

Этот вопрос разъяснил великий хасидский мудрец рабби Шнеур Залман из Ляд. Вкратце его объяснение сводится к тому, что восхваление по определению является выражением определенной степени эмоционального или интеллектуального восторга и признания величия или красоты восхваляемого объекта. Величие же Б-га выходит за рамки человеческого сознания (Ликутей Тора, Бехар 41a и др.). Наше восхваление Творца порождается эмоциональным или интеллектуальным восторгом перед Его величием, но лишь в тех случаях, когда Он раскрывается перед нами через различные воплощения и написания имен, которые даны Ему в Торе. Вот почему сказано: «Славьте имя Его».

{* *}