Top.Mail.Ru

Обычаи Йом Кипура

03.10.2014

Мы следуем многим обычаям и не знаем их истинного смысла. «Ну, это такая традиция...», «Нужно так делать, но на самом деле это ничего не значит», — вот ответы на вопросы тех, кто спрашивает о значении разных обычаев. На самом деле, значение у всех этих обычаев есть и зачастую оно гораздо более велико, чем мы можем себе представить. Наши мудрецы говорили, что «обычай народа Израиля – в Торе». Смысл большинства обычаев евреям неизвестен. Для примера возьмем два из тех, которым следуют накануне Йом Кипур.

В канун поста едят креплах (бульон с пельменями). Почему? В Каббале этому обычаю есть объяснение. Ребе говорил, что мясо в тесте символизирует эмоции (мидот), а тесто, в которое это мясо заворачивают – символ даат, познания Всевышнего. Таким образом, когда мы в канун Йом Кипур едим креплах, мы просим Всевышнего о том, чтобы Его доброта и милость распространилась на нас и мы также могли обладать этими качествами. Есть еще одно объяснение: тесто, в которое обернуто мясо, символизирует два хлеба, которые помещались на ягнят, приносимых в жертву во времена Храма на праздник Шавуот. Шавуот — праздник первого дарования Торы, Йом Кипур – праздник дарования Торы во второй раз, уже после того, как Всевышний простил евреям грех поклонения Золотому тельцу.

Есть еще один, на первый взгляд, необъяснимый обычай хасидов ХАБАД. В канун Йом Кипур в общине ХАБАД едят лейках (медовый пирог). В каждой семье едят такой пирог, и один из членов семьи по просьбе раздает его остальным. Этот обычай берет начало от Ребе, который каждый год в начале месяца тишрей раздавал леках всем евреям, просящим его об этом. В чем же значение этой традиции?

Ребе дал объяснение в одной из своих многочисленных бесед. Всем понятно, почему это медовый пирог – он сладкий, и мы, угощая друг друга, желаем сладкого и хорошего года. Но почему мы должны именно просить пирога? Нужно протянуть руку и сказать: «Дай мне, пожалуйста, пирога». Это и есть обычай. Что за игра? Что она означает? Ответ, как правило, таков: «Это традиция. Обычно об ее корнях ничего не спрашивают, а просто следуют ей».

Тем не менее, Ребе дал объяснение этому обычаю. Известно, что доход человека на будущий год устанавливается в 10 дней раскаяния (Асерес Йемей Тшува) — с 1 по 10 тишрея. Всевышний решает, каким образом каждый из нас будет зарабатывать деньги. Один будет делать это, руководя банком, другой мыть полы. Не секрет, что многим приходится выбирать работу, которая им совсем не по душе.

Поэтому обычай просить у родных и друзей кусок медового пирога означает, что, если, не дай Б-г, кому-то из нас придется унижаться и умолять других, чтобы получить свои деньги, мы в некотором роде делаем это заранее, прося родных об угощении. Значит, в течение целого года нам не придется никого просить о пище или деньгах.

Существует еще одно объяснение: то, каким образом мы зарабатываем деньги, — всего лишь путь к получению всего, что дает нам Творец.

Ребе раздавал лейках многим тысячам людей, приезжавших к нему со всего мира. Почему эти люди не чувствовали себя униженными? Если человеку приходится просить о куске хлеба — это унижает. Но если просить о куске пирога у Ребе — все по-другому. Дело в том, что, отдавая кому-то деньги или что-то еще, Вы таким образом просто передаете то, что этому человеку решил даровать Создатель. Все деньги и блага мира принадлежат именно Б-гу. Это можно проверить на практике. Сравните двух нищих, сидящих по разные стороны одной улицы. Мимо них проходит одинаковое количество людей, но сумма, собранная первым, в два раза превышает «доход» второго. Почему так? Одному нищему люди улыбаются, от второго брезгливо отворачиваются. Все идет от Всевышнего. Люди, дающие деньги, – посланники Творца.

Человек, отдающий другому кусок пирога или деньги, – посланник, дар которого мы принимаем, не испытывая неловкости. Что касается лейкаха, полученного от Ребе, — та сдержанность и простота, с которой он раздавал людям куски пирога, ясно свидетельствовала о том, что этот дар — настоящее послание Всевышнего.

Всем хорошего и сладкого года!

{* *}