Top.Mail.Ru

Почему у евреев нет монастырей

29.05.2015

Самым могучим человеком, описанным в Танахе, был Самсон. Он одолел свирепого зверя и голыми руками расчистил целое поле. Однако в итоге Самсона погубила Далила, остригшая ему волосы, из-за чего богатырь потерял свою чудесную мощь. Почему же такое, казалось бы, незначительное действие, как стрижка, лишило его силы? Дело в том, что Самсон был назореем. В главе из Торы, которую мы читаем на этой неделе, священный обет назорея обязывал его не стричь волосы, не пить вина и не касаться мертвого тела.

По окончании обета назорей должен был принести в Храме искупительное жертвоприношение. В Талмуде рассматривается вопрос о том, что же именно должен был искупать назорей, взявший на себя по доброй воле ряд дополнительных запретов, хотя Тора их и не налагает. Какой грех совершил этот человек, раз он приносит искупительную жертву? Согласно одному из комментариев, приведенному в Талмуде, назорей должен был раскаяться в том, что лишил себя удовольствия пить вино.

Возникает вопрос: почему человек в принципе не может лишить себя чего-либо? Неужели мы не можем отказаться от вина, хотя Творец повелел наслаждаться плодом виноградной лозы? Как отказ от употребления того или иного вида пищи может быть внесен в список прегрешений? Если раввинат признает кошерным определенный сорт сливочного эскимо, кто-то может считаться грешником лишь потому, что не будет его употреблять?

Очевидно, что в данном случае речь идет не о грехе как таковом, а об отношении к окружающему нас миру. Как нужно жить? Как мы должны относиться к сотворенной Б-гом материальной реальности? Должны ли мы для достижения праведности отречься от окружающего нас общества и от всего повседневного, что не имеет прямого отношения к духовности?

Мы знаем религии и мировоззренческие доктрины, проповедующие аскетизм и безбрачие и выше всего почитающие тех, кто отрекается от привычной рутины, присущей жизни в этом мире. Согласно их пониманию, плоть человеческая по определению нечиста, а брак – всего лишь уступка ее низменным потребностям и слабостям. Мы периодически слышим о людях, которые забираются в горы, пытаясь там приобщиться к духовности. Небеса кажутся им прекраснее и чище окружающей их в большом городе грубой повседневности.

Иудаизм смотрит на этот вопрос иначе. Мы не придерживаемся мировоззрения эскапизма и ухода от реальности. Мы живем в мире, созданном Творцом, и взаимодействуем с этим миром. Конечно, у нас есть правила и запреты. Но в рамках Торы мы должны жить в этом мире. В Торе сказано: «В начале сотворил Б-г небо и землю». То есть жизнь на земле также является частью Его грандиозного плана. Этот план состоит в том, что люди должны отдавать свое время, силы, средства и мудрость на благо материального мира, в котором пребывает Б-жественное. Каждая заповедь, которую мы исполняем, направлена именно на это. Мы берем материальное и превращаем его в духовное. При этом мы не отказываемся от материального, а перерождаем его, переводим в другое состояние, наполняем смыслом.

У евреев, как известно, монастырей нет. Иногда поверхностно знакомые с иудаизмом считают иешиву неким аналогом монастыря. На деле же иешива – это вовсе не монастырь, а дом учения, студенты которого учатся создавать духовные ценности в материальном мире. Поэтому назорей, отказывающийся от того, что повелел нам Творец, а именно – работать в этом мире и с этим миром, – все-таки совершает грех, и следовательно, эта линия поведения требует искупления. Иудаизм призывает нас вести возвышенный, наполненный духовностью образ жизни, но в этом, материальном мире.

Йоси Гольдман
{* *}