Разошлось не в шутку

10.02.2017

В 2010 году новостные агентства объявили всему миру об уникальном научном открытии: американские ученые из Национального центра атмосферных исследований совместно с коллегами из Университета Колорадо, используя метод компьютерного моделирования, доказали, что описанное в Торе расхождение вод Красного моря вполне могло произойти в прошлом. С помощью современных технологий ученые продемонстрировали, как сильный ветер, пришедший с востока и дувший всю ночь, прибил воды древней реки к излучине, в которой они сходились с водами прибрежной лагуны. В этом месте воды разделились на два потока, открывая дно в излучине реки – и люди смогли перейти на противоположный берег по отмели. А как только ветер стих, воды снова сошлись. Моделирование проводилось по сценарию, очень схожему с библейским описанием Исхода.

Справедливости ради надо отметить, что ранее к близким выводам уже пришел Колин Хамфриз – профессор материаловедения и экспериментальной физики из Кембриджа. Своими выводами он поделился в книге The Miracles of Exodus. Но главный вопрос – что именно нам, человечеству, хотели показать этим чудом – остался не раскрыт.

На самом деле отрывок, описывающий расхождение вод Красного моря, является одним из самых ярких примеров классического библейского повествования. «И простер Моисей руку над морем, а Г-сподь всю ночь гнал воду морскую сильным восточным ветром, обращая море в сушу, – и расступились воды. И прошли сыны Израиля по дну моря, как по суше, и стояли воды стеной справа от них и слева от них».

Эти строки прочесть – и, главное, понять – можно по-разному. С одной стороны, случившееся нарушило законы природы и стало сверхъестественным событием – воды буквально стояли стеной. И именно поэтому расхождение Красного моря сохранилось в памяти человечества на многие тысячелетия. С другой стороны, это событие стало чудом не только потому, что нарушило законы природы – тем более что сейчас ученые доказали возможность такого природного явления, а потому что произошло именно там и в тот момент, когда народ Израиля оказался в ловушке. И это, конечно, не только две различные трактовки библейских строк, но, по сути, два совершенно разных взгляда на жизнь. Первый учит нас видеть чудеса, второй – понимать закономерность, по которой они случаются.

Более всего меня восхищает, как просто и элегантно Тора рассказывает нам о разделении вод Красного моря, давая понять смысл происходящего на двух совершенно иных уровнях. На одном – это сверхъестественное чудо, а на другом – должное и закономерное событие, которое просто не могло не произойти, так как было заложено в мироздание еще при Сотворении мира. И это отражено даже на лексическом уровне с намеренной и еле уловимой двусмысленностью: в иврите слово руах имеет два значения – дух и ветер. И так же, как руах-ветер может разделять воды и открывать морское дно, руах-душа способна раскрывать скрытый смысл, постигая глубину предназначения.

Главный раввин Великобритании
лорд Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Великие мелочи жизни

Как учат еврейские мудрецы, на посохе, при помощи которого Моше Рабейну знаменовал начало очередной казни в Египте, были высечены имена шести праматерей народа Израиля (Сары, Ривки, Рахели, Леи, Бильги и Зильпы), названия двенадцати колен, перечислены десять казней и начертано великое имя Всевышнего

Была ли у фараона свобода выбора?

Содержание главы Торы, которую мы читаем на этой неделе, на протяжении веков заставляло еврейских философов задаваться вопросом: почему фараон был наказан за неповиновение Творцу и отказ освободить евреев, если Всевышний Сам «ожесточил его сердце»? Говоря словами праотца Авраама, «разве Судья...

Чудеса повсюду

В нашем мире полно трещин. Без них жизнь наша была бы беспросветной, жалкой и безрадостной и походила бы, скорее, на безликое, бессловесное существование. Именно трещины придают жизни особый смысл и вкус. Эти трещины мы называем чудесами. И они повсюду

Исходное состояние

Хасидское учение объясняет нам, что свободу человек приобретает, пройдя две стадии. Вот почему история Исхода упоминается в двух главах Торы, Бо и Бешалах, а в период Песаха праздничными считаются два дня — первый и последний. Вот почему мы читаем об Исходе из Египта и о разделении вод Красного моря