Родом из рабства

24.02.2017

Египетское рабство оказалось событием не только предначертанным, но и необходимым. Еще за несколько веков до его начала, «когда солнце склонилось к закату, погрузился Авраам в глубокий сон, и великая тьма и ужас обуяли его, и сказал ему Творец: “Знай, что твои потомки станут переселенцами в чужой стране, где их поработят и будут угнетать 400 лет”». Евреи должны были получить именно такой исторический опыт. Египетское рабство было необходимым этапом становления народа Израиля, так как воспитало в нем навыки выживания, которые пригодились потом при всех последующих изгнаниях и гонениях, обрушившихся на евреев.

Однако главное, что принесло египетское рабство – оно навсегда сделало евреев категорическими противниками рабовладельческой системы. Именно коллективный опыт горького и непосильного рабства, коснувшийся всех и каждого, ставший частью народной памяти, превратил евреев в верных поборников свободного общества – самой трудноисполнимой мечты человечества. Не случайно заповедь, повелевающая освободить раба, следует в библейском тексте первой после знаменитых Десяти заповедей. Она даётся в библейской главе «Мишпатим», которую иудеи всего мира читают на этой неделе.

Главный вопрос, конечно: если Всевышний не приемлет рабства, оскорбляющего природу человека, то почему он вообще позволил ему на планете случиться? Более того – почему Он бездействовал, когда рабовладельческая система на протяжении тысячелетий оставалась основой жизни человечества? Возможно, Тот, кто способен осушить море, даровать манну небесную или превратить камень в воду, просто не в состоянии изменить природу созданного им же человека?

В 2008 году экономист Ричард Талер и правовед Касс Санстейн выпустили книгу Nudge («Лёгкий толчок локтем»), посвященную логике свободы. По мнению авторов, свобода зависит от максимально ограниченного набора законов, позволяющего создать пространство, в рамках которого человек имеет право сделать самостоятельный выбор. Но нам ведь известно, что люди далеко не всегда делают правильный выбор.

Основы классической экономической теории, которую многие ныне называют устаревшими, гласят, что люди всегда принимают рациональные решения. На практике эта теория обычно не подтверждается. Мы действуем бездумно и нерационально – именно к этому выводу пришли по отдельности многие ученые-евреи. Например, психологи Соломон Аш и Стенли Милгрэм в ряде экспериментов доказали, насколько человек подвержен стремлению соответствовать нормам социума, даже осознавая, что окружающие его люди не правы, а сами нормы – ошибочны. Израильские экономисты Даниэль Канеман и Амос Тверски показали, как грубо мы просчитываемся даже в самых элементарных расчетах, и раскрыли, какие на самом деле факторы мотивируют нас принимать те или иные решения – когнитивные и психологические, а отнюдь не рациональные. За это исследование Даниэль Канеман и Амос Тверски получили в 2002 году Нобелевскую премию по экономике.

Как научить людей не принимать решения с негативными последствиями, не ограничивая при этом их свободу? Талер и Санстейн фиксируют манипуляции в стремлении повлиять на выбор других индивидуумов, причем на всех уровнях современного общества. К примеру, в магазине или кафе с самообслуживанием ряд товаров можно разместить на уровне глаз покупателей, другие же на нижних полках, где они не будут так заметны. Все маркетологи и продавцы знают об этих трюках и регулярно их используют в сговоре с производителями. Они выстраивают то, что Талер и Санстейн называют «архитектурой выбора».

То же самое Всевышний сделал с идеей рабства. Он не аннулировал ее, а выстроил события таким образом, что со временем человечество само пришло к отказу от рабовладельческой системы. Потому что отказ от рабства должен стать свободным выбором человека – если он в принципе хочет быть свободным. Наступивший во Франции вслед за Революцией террор наглядно продемонстрировал, насколько заблуждался ее вдохновитель Жан-Жак Руссо, писавший в «Общественном договоре», что человека можно «заставить быть свободным». Результатом этого оксюморона стала тоталитарная демократия.

И Творец не мог отменить рабство «одним днем», так как природа человека, по мнению великого еврейского философа Маймонида, неизменна. Но Всевышний смог повлиять на архитектуру нашего выбора, показав нам порочность рабства. Вселенная нас только подталкивает, всё остальное зависит только от нас.

Лорд Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Вера на стороне

«Я не хочу быть членом клуба, в который принимают людей вроде меня…»

Глас вопиющего еврея

Западному миру знаком и глас пророка, глас вопиющего в пустыне, взывающего к справедливости и идущего на смерть за права других – то, что Эйнштейн называл «фанатичной любовью к справедливости». Но не многие из нас способны к ограничению и установлению границ, прежде всего – для себя самих и...

Свобода говорит по-еврейски

История Исхода из Египта стала живым доказательством, что сила народа заключена не в многочисленной армии или сверхмощном оружии, не в огромных памятниках и монументальных зданиях, и не в публичной демонстрации власти и богатства. Сила народа зависит от куда более экзистенциональных факторов –...

<p>UNITED KINGDOM - CIRCA 1925: Jewish children at the beginning of the Feast of Passover with their bread, the so-called matzos. During this time, orthodox Jews are only allowed to eat unleavened bread. London. England. Photograph. Around 1925 (Photo by Imagno/Getty Images)</p>

Свобода без дрожжей

Как маца одновременно может быть «хлебом бедности» и «хлебом свободы» и что она всё же символизирует – рабство или свободу – объясняет главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...