Генеральная суббота

17.03.2017

Заповедь «чтить субботу» приводится в библейском тексте неоднократно – и в виде прямого повеления, и в качестве напоминания. Причем в самых разнообразных отрывках. В том числе и в библейской главе «Ки Тиса», посвященной строительству переносного Храма, которую иудеи всего мира читают на этой неделе. Несмотря на необходимость как можно скорее возвести Храм и в пустыне, и уже в Иерусалиме после покорения евреями Святой земли, по шаббатам он не строился. К слову, 39 видов работ, запрещенных евреям в субботу при строительстве Храма, как раз и легли в основу тех субботних запретов, которые действуют и поныне. Получается, что святость субботы отодвигает на второй план значимость Храма.

На метафизическом же уровне Храм отражает процесс Сотворения нашей Вселенной, при том что сам он – построен людьми. В седьмой день, в шаббат, сотворенное и Всевышним, и человеком должно достигать вершины своего развития, и святость места уступает первенство святости времени.

В талмудическом трактате «Шаббат» разбирается вопрос, как поступать человеку, пребывающему вдали от людей и забывшему счет дней? В какой день Робинзону на его необитаемом острове соблюдать шаббат? Рабби Хуна считал, что надо отсчитать шесть дней с того момента, как понял, что верный счет потерян, и в седьмой отмечать шаббат. А рабби Хийя, напротив, утверждал, что в первый же день после потери счета необходимо исполнить заповедь о шаббате, а потом начать отсчет шести дней. Перед нами два совершенно разных подхода: с позиции Б-га, шаббат наступил на седьмой день от начала творения, с точки зрения Адама, появившегося на свет в шестой день Сотворения мира, шаббат наступил практически сразу. Для Всевышнего шаббат был последним днем творения, а для человека – первым.

Всевышнему заранее известен исход любой истории. С людьми все иначе: зачастую мы не можем предугадать последствия происходящего до самого конца. Так выходит, что великий писатель не может предсказать финал романа, пока не закончит работу над ним, а художник не знает, каким в итоге получится у него полотно.

Закон непредвиденных последствий гласит, что реальный итог революции крайне редко соотносится с возлагаемыми на нее надеждами. А законы, направленные вроде бы на помощь неимущим, зачастую приводят их к еще большему разорению. Австрийский философ и лауреат Нобелевской премии по экономике Фридрих Август фон Хайек подарил миру термин «фатальное самомнение» в качестве основной причины провала социальной инженерии как идеи о том, что поведение человека можно предугадать. Этого сделать нельзя. Как шутили мудрецы: «Если в библейском тексте встречается слово “вайехи” (“и случилось”), то всё закончится трагедией». Во всем, что «случается», хороший финал крайне редок.

Шаббат в иудаизме – это как раз не случайный, а закономерный итог, известный еще в самом начале. Это не просто предназначенный для отдыха день, но символ и предвкушение финала человеческой истории и эры окончательного Освобождения. В субботу мы не стремимся к тому, чтобы творить, мы хотим «просто быть».

Ни одна утопическая идея еще никогда не была реализована на практике. Шаббат – это такая попытка реализации идеи о «будущем мире» в мире нынешнем. Этакая «генеральная репетиция» идеального общества, которое пока еще не установилось, но атмосфера его нам по субботам уже знакома.

Храм в этом случае – Вселенная в миниатюре, которую евреи должны были построить, и знали об этом они заранее – еще в пустыне. Храм должен был стать местом, где воцарится четкое взаимодействие всех элементов, как это и происходит с Вселенной. Сегодня это взаимодействие ученые называют «антропным принципом», по которому законы физики и химии действуют установленным образом именно для зарождения и поддержания жизни.Именно поэтому и переносной Храм, и позже Иерусалимский были построены в таком точном соответствии с данными в библейском тексте размерами и параметрами. Храм стал символическим прообразом идеального общества, как суббота стала прообразом будущего мира.

Всевышний в самом начале рассказал о финале, чтобы мы смогли увидеть конечный пункт пути в самом начале долгого странствия. В место предназначения попадают лишь те, кто знают, куда надо идти.

Лорд Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Вера на стороне

«Я не хочу быть членом клуба, в который принимают людей вроде меня…»

Глас вопиющего еврея

Западному миру знаком и глас пророка, глас вопиющего в пустыне, взывающего к справедливости и идущего на смерть за права других – то, что Эйнштейн называл «фанатичной любовью к справедливости». Но не многие из нас способны к ограничению и установлению границ, прежде всего – для себя самих и...

Свобода говорит по-еврейски

История Исхода из Египта стала живым доказательством, что сила народа заключена не в многочисленной армии или сверхмощном оружии, не в огромных памятниках и монументальных зданиях, и не в публичной демонстрации власти и богатства. Сила народа зависит от куда более экзистенциональных факторов –...

<p>UNITED KINGDOM - CIRCA 1925: Jewish children at the beginning of the Feast of Passover with their bread, the so-called matzos. During this time, orthodox Jews are only allowed to eat unleavened bread. London. England. Photograph. Around 1925 (Photo by Imagno/Getty Images)</p>

Свобода без дрожжей

Как маца одновременно может быть «хлебом бедности» и «хлебом свободы» и что она всё же символизирует – рабство или свободу – объясняет главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...