Еврей ходячий

31.03.2017

Шутят, что евреи ни минуты не сидят на месте. На любом рейсе вы обязательно столкнетесь с группой религиозных евреев. Вряд ли найдется еврейская семья, больше двух-трех поколений которой жили бы в одном городе. Почему евреи всё время в движении, объясняет главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс.

Сидение на месте считается сегодня такой же вредной привычкой, как и курение или алкоголизм. Такова новая мантра адептов здорового образа жизни: проводящие слишком много времени, сидя за столом или у монитора компьютера, подвергают свое здоровье серьезному риску. Всемирная организация здравоохранения даже подсчитала, что отказ от физической активности стоит сегодня на четвертом месте в списке факторов, оказывающих губительное влияние на здоровье, опережая даже ожирение. Как сказал доктор Джеймс Левин, один из ведущих мировых экспертов в вопросах здравоохранения: «Мы засиживаем себя до смерти».

Причина проста – мы рождены не для того, чтобы сидеть. Наши тела созданы для движения – мы можем отлично стоять, ходить и бегать, но не сидеть. Если же человек отказывает себе в регулярной физической активности, его тело может «выйти из строя» и оказаться под угрозой серьезной болезни. Интересно, что это справедливо и для души.

Первый стих первого же псалма нам это отлично иллюстрирует: «Счастлив человек, который на совет преступников не ходил, на путь грешников не вставал и в собрании злодеев не сидел». Стоит обратить внимание на последовательность глаголов: грешник сначала идет, потом стоит, а затем сидит. Плохая жизнь в результате обездвиживает человека, и он окаменеет на месте.

Евреи же никогда не сидели на месте. Фактически сама жизнь еврейского народа началась со знакового путешествия – Авраам ушел из дома отца своего, из Ура Халдейского, в землю, которая должна была стать для него Обетованной. Еще одно знаковое путешествие – Исход евреев из Египта и последующее сорокалетнее странствие по пустыне. Да и другие библейские герои, судя по Священному тексту, почти не сидели на месте. Праведники и не должны сидеть на месте, спокойная жизнь – не их удел. Что же до последующих событий, то история приготовила для евреев два изгнания со Святой земли и последующие скитания по всей ойкумене в течение двух тысячелетий.

Отлично подчеркивает эту особенность – «ни минуты не сидеть на месте» – и то, что первый построенный евреями в пустыне Храм был переносной. При необходимости он быстро разбирался на части, переносился на новое место и собирался снова.

Быть евреем – значит, идти вперед, постоянно двигаться. В этом, наверное, вся суть еврейской самоидентификации. Иудаизм – это скорее путешествие, чем пункт назначения. И каждая остановка – временная. К слову, наши праотцы, даже обосновавшись на Святой земле, жили не в домах, а в шатрах или шалашах. «Яаков построил себе дом и назвал это место Суккот», – говорится в библейском тексте. То есть назвал он это место – Шалаши. Поразительно: праотец еврейского народа даже на Святой земле называет свой дом не более чем шалашом. Вероятно, своим пророческим даром он предвидел, что жизнь его потомков будет заключаться в постоянном движении, странствиях и, таким образом, в росте. Недаром сказано, что все мы поселенцы и переселенцы на Его земле.

Если жить с убеждением, что земля – твоя навечно, то пребывание на ней может оказаться весьма скоротечным, а если жить с острым чувством, что земля – твоя лишь на время, то жизнь тем самым становится вечной, каким бы парадоксальным это утверждение ни казалось. В мире, где каждую секунду всё меняется, растет и перерождается, смешно говорить о какой-то «материальной вечности».

«Мой дом – моя крепость» – так звучит известная английская пословица. А для еврея дом – это шалаш. Быть евреем – значит, быть легким на подъем и готовым к новому этапу пути как в буквальном, так и в аллегорическом смысле. Но именно эта «временность» пребывания заставляет нас так ценить каждый миг жизни. Как и тела, наши души созданы не для покоя. Мы родились для того, чтобы пребывать в движении, идти вперед, путешествовать, учиться новому, исследовать, стремиться к своим целям, расти и развиваться, понимая при этом, что мы не увидим финала своих трудов.

Недавно в возрасте 96 лет скончался лорд Джордж Вайденфельд – известный британский издатель, успешный бизнесмен, бывший другом и доверенным лицом многих европейских лидеров. А также – убежденный сионист. В 1940-е и 1950-е годы он был советником по политическим вопросам Хаима Вейцмана – крупного химика, Нобелевского лауреата и первого президента Государства Израиль. А одним из последних добрых дел, совершенных лордом Вайденфельдом, стало спасение 200 тысяч христиан, бежавших из Сирии от войны.

Ему удалось сохранять живой интерес к происходящему в мире и вести активный, иногда даже слишком активный образ жизни до самой смерти, несмотря на почти столетний возраст. В интервью изданию The Times, которое он дал в свой 92-й день рождения, он сказал: «В моем возрасте начинаешь понимать, что дверь вот-вот закроется. Мне еще столько всего нужно сделать, прежде чем это случится, что чем старше я становлюсь, тем усерднее работаю». Хороший совет тем, кто хочет продлить свою молодость!

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Старикам здесь место

Тора говорит нам о необходимости уважать пожилых людей вне зависимости от уровня их знаний и благочестия, потому что с испытаниями и жизненным опытом к человеку приходит мудрость, которой может позавидовать любой юный вундеркинд

Человек творящий

В современном акционизме это называется перформативным высказыванием – речевым актом, равноценным поступку

Мозги для сердца

Пациент обладал высоким IQ, широким кругозором и прекрасной памятью, но после операции по удалению опухоли его жизнь кардинально изменилась. Он не мог больше справляться с потоком ежедневных задач, сделал несколько неудачных инвестиций, потеряв все сбережения, развелся с женой, снова женился и...

Варвар новой эры

Мы все стали свидетелями того, как страны Ближнего Востока, Африки и Азии в начале XXI века погрузились в самое кровавое противостояние, описанное Томасом Гоббсом как война «всех против всех». Оказалось, что после «холодной войны» нас ожидает не мир, свобода и «конец истории», а нео-варварство.