Глас вопиющего еврея

05.05.2017

«Не исчез закон у священника, совет у мудрого и слово у пророка», – сказано в Книге Ирмиягу. Священники должны рассуждать о законе, пророки рассказывать о своих видениях, а мудрецы давать совет. Это разделение обязанностей лучше всего иллюстрирует структуру еврейского общества и объясняет, почему оно добилось таких феноменальных успехов.

Для евреев мудрость – это наиболее универсальная форма знания, да и труды мудрецов всего Древнего Востока наиболее созвучны с текстами Торы. Потому что Тора – практична, прагматична, основана на личном опыте, разумна и рассудительна. Мудрость обещает спокойную и размеренную жизнь, лишенную излишеств и крайностей, но вместе с тем – развития и перемен. Таковголосмудрости.

Глас пророка иной – он полон страсти и эмоций, с которыми провидец обрушивается на злоупотребляющих властью и жаждущих наживы. Пророк говорит от имени Б-га, и в то же время – от имени народа и бедняков, всех преследуемых и пострадавших. Пророки и пророчицы воспринимают жизнь как систему взаимоотношений Б-га с человеком и людей между собой. И главные качества для пророка – это отнюдь не разум и мудрость, а добро, сострадание, любовь и справедливость. Пророк обязан обладать своего рода эмоциональным интеллектом, способностью к безграничной эмпатии и состраданию всем брошенным и угнетенным.

Главная функция священничества как сословия, к которому в иудаизме относились служители Иерусалимского Храма, – это обучение евреев законам. А основной навык священнослужителя – это умение дифференцировать, разделять: святое от обыденного и чистое от нечистого. Священники пытались в нашем хаотичном мире установить хоть какие-то границы – как во времени, так и в пространстве. Их задача – не допустить характерного для язычников стирания границ между мужчинами и женщинами, людьми и богами, белым и чёрным, потому что отсутствие любых ограничений неминуемо приведет к стиранию разницы между жизнью и смертью, а значит – к убийствам.

Западному миру тоже не чужд голос мудрости. Еврейской Книге Экклезиаста, авторство которой связывают с царем Соломоном, во многом созвучны труды великих философов – от Аристотеля и Марка Аврелия до Декарта и Монтеня. Западному миру знаком и глас пророка, глас вопиющего в пустыне, взывающего к справедливости и идущего на смерть за права других – то, что Эйнштейн называл «фанатичной любовью к справедливости». Но не многие из нас способны к ограничению и установлению границ, прежде всего – для себя самих и своего поведения. И мало кто может понять, что без этих границ, без осознанного самоограничения целостность нашего мира не устоит.

Идею нравственного самоограничения лучше всего иллюстрирует один из главных трендов современности – борьба за экологию и снижение вредоносного влияния человека на природу и среду. На самом деле экологи так борются за природу не потому, что Киотские соглашения запрещают выбросы и строгая буква закона должна соблюдаться. И не потому, что разум и логика мышления тоже подсказывают – при плохом отношении к среде обитания экологическая катастрофа неминуема. Не в законе тут дело и не в логике. Экологи так борются за природу, потому что понимают: наша планета многообразна, и для сохранения этого многообразия форм необходимо провести границы. И соблюдать их. Это просто глубокое осознание онтологии нашего бытия. В равной степени идущее изнутри нравственное самоограничение позволяет миру поддерживать свое существование в задуманном Творцом порядке.

Лорд Джонатан Сакс

Шейндл Кроль

Статьи по теме

Вера на стороне

«Я не хочу быть членом клуба, в который принимают людей вроде меня…»

Свобода говорит по-еврейски

История Исхода из Египта стала живым доказательством, что сила народа заключена не в многочисленной армии или сверхмощном оружии, не в огромных памятниках и монументальных зданиях, и не в публичной демонстрации власти и богатства. Сила народа зависит от куда более экзистенциональных факторов –...

<p>UNITED KINGDOM - CIRCA 1925: Jewish children at the beginning of the Feast of Passover with their bread, the so-called matzos. During this time, orthodox Jews are only allowed to eat unleavened bread. London. England. Photograph. Around 1925 (Photo by Imagno/Getty Images)</p>

Свобода без дрожжей

Как маца одновременно может быть «хлебом бедности» и «хлебом свободы» и что она всё же символизирует – рабство или свободу – объясняет главный раввин Великобритании лорд Джонатан Сакс

Еврей ходячий

Шутят, что евреи ни минуты не сидят на месте. На любом рейсе вы обязательно столкнетесь с группой религиозных евреев. Вряд ли найдется еврейская семья, больше двух-трех поколений которой жили бы в одном городе. Почему евреи всё время в движении, объясняет главный раввин Великобритании лорд...

Самое читаемое

Хроники

Казни ради

Трупы повешенных были сожжены. Прах передали двум агентам госбезопасности. На зимней дороге в пригороде Праги их машина забуксовала. Прах высыпали под колеса, чтобы ехать дальше...

Общество

Еврейка из прошлого

«Муж умирал, и я сказала: “Можно ли мне обнять тебя, хотя я нечиста?” (ибо у меня были месячные, и я не смела коснуться его). Он ответил: “Упаси Б-же, детка, подождем еще немного, и ты очистишься”. Увы, когда это произошло, было уже поздно!»...

Литература

Близнецы в зверинце

Ева начала процесс по сбору свидетельских показаний бывших врачей Освенцима, а потом сообщила, что прощает их, в том числе и доктора Менгеле. Сама власть прощать, по словам Евы Мозес-Кор, делала её сильнее её мучителей, и только прощение помогло ей отрешиться от тягостных воспоминаний,...