Top.Mail.Ru

Человек творящий

21.07.2017

Любому обществу нужны законы, поскольку без них наступит анархия. А люди соблюдают законы обычно потому, что их нарушение грозит наказанием, соблюдение же – принесет выгоду. Так всегда бывает в обществах, построенных на основе подавления силой и личных интересах. Когда человек стремится в первую очередь соблюсти личные интересы, он теряет связь с окружением. Заботясь только о себе, он процветает, в то время как другие испытывают лишения и страдания. И вместо общества справедливости мы получаем алчную, коррумпированную и развращённую власть. А как следствие – потерю всех свобод.

Когда народ Израиля вошел в границы Святой земли, он призван был основать там новый социум, принципиально отличный от всех прежних – свободное общество на основе союза между евреями и Б-гом. Верховенство закона в таком обществе должно было соблюдаться не под гнетом силы, а ввиду осознания всеми индивидуумами своих моральных обязательств перед людьми и Б-гом.

В определённом смысле весь библейский текст – это повествование о том, как народ Израиля пришел к уникальной идее – политике завета и общественного договора, в рамках которого люди соблюдают закон по доброй воле и на основе добровольно принятых на себя обязательств. И прежде всего, соблюдают право на свободу слова, которое должно стать незыблемой основой общества.

Homo sapiens отличается от других животных тем, что пользуется речью. С ее помощью мы не только общаемся между собой, описываем увиденное, даем объяснения и делаем обобщения, но и создаем новую картину реальности со всеми причитающимися знаками, символами и образами. Потому что слова меняют реальность и создают новые миры.

Так, например, во время еврейской свадебной церемонии жених произносит: «Вот ты посвящаешься мне» – и с того момента принимает на себя обязательства перед невестой. В современном акционизме это называется перформативным высказыванием – речевым актом, равноценным поступку. Беря на себя обязательство, мы используем речь не для описания процесса, а для его свершения – создания структуры из хаоса человеческих инстинктов и желаний.

Впрочем, человека отличает не только использование речи – ведь у других животных тоже есть некие формы коммуникаций и общения. Например, свой язык есть у дельфинов и приматов, а пчелы умеют передавать информацию своими движениями. Но использование речи не для описания существующих событий и явлений, а для сотворения того, чего ранее не существовало, роднит человека с Б-гом, десятью речениями которого, как учат нас еврейские мудрецы, был создан наш мир. И мы при помощи слов творим некую новую общественную Вселенную.

Слово, ставшее творящим, обязует само по себе, что неизбежно рождает доверие, противопоставленное хаосу и становящееся фундаментом общественного порядка. И только от него – доверия – и зависит вся эта махина социальных институтов, рыночной экономики и свободного общества. Жизнь на основе взятого на себя слова – мы поступаем ровно так, как решили. Иногда возникает соблазн нарушить данное обещание ради личной выгоды. Но если обязательства не выполняются, то подрывается доверие в обществе, а со временем разрушаются любые социальные связи, и люди постепенно оказываются во власти силовых структур.

Доверие – спутник свободы, а атмосферу доверия создают люди, хранящие свое слово. Свободное общество основано на доверии, а доверие, в свою очередь, основано на том, что мы держим свое слово. Слова рождают моральные обязательства, и открывается возможность создания свободного общества. Поэтому всегда держите свое слово. Иначе потеряете свободу.

Лорд Джонатан Сакс

{* *}