Top.Mail.Ru

Первый рейдер Иудеи

24.11.2017

Как израильский царь совершил первый описанный в истории рейдерский захват собственности и чем он за это поплатился.

В середине IX века до н.э. жил-был в городе Изреель еврей по имени Навот. Был он, похоже, не последним человеком в государстве – на народном собрании сидел «во главе». И был, конечно, далеко не бедным – владел собственным виноградником. И виноградник этот, как казалось, был отлично расположен – прямо у стен Изрееля, древней столицы израильского царства. В библейском тексте сказано, что виноградник примыкал к «хейхаль» царя Ахава. Большинство переводчиков переводят это слово как «дворец», но археологи уверены, что более точный перевод – «военная база», поскольку очень схоже это выражение звучит на аккадском – экаллу.

Однако удачное расположение виноградника оказалось в итоге несчастьем для владельца. Царь Ахав захотел этот участок для своих нужд и настойчиво просил своего подданного Навота продать его или обменять на другой. Сам царь утверждал, что участок ему нужен под огород, но, похоже, всей правды монарх не раскрывал. Трудно поверить, что мудрый царь Ахав в самом деле хотел срубить плодоносящий виноградник и устроить на его месте огород. В наше время это равносильно тому, чтобы отжать у аэропорта взлетно-посадочные полосы и засадить их редиской.

Однако Навот царю отказал под благовидным предлогом: «Родовое имение. Не продается». После разговора с гордым подданным царь вернулся в свои покои раздосадованным и оскорбленным. Впрочем, Навота не потащили на эшафот сразу, как случилось бы во многих других странах того времени – библейские нормы морали в израильском царстве были не забыты. Но тут вмешалась жена Ахава – царица Изевель, которая приходилась дочерью могущественному финикийскому властителю Итобаалу I. В ее картине мира просто не помещался подданный, отвечающий царю «нет».

Приспешники царицы мгновенно нашли лжесвидетелей, которые обвинили Навота в богохульстве и оскорблении Его Величества, за что «преступника» по-быстрому казнили побиением камнями. Эти обвинения, надо сказать, во все века и во всех странах отлично служили для изъятия полюбившейся царю собственности.

Однако же насладиться захваченным имуществом Ахаву не удалось. Когда он пришел осмотреть конфискованный в рамках возмещения ущерба виноградник, его там ждал пророк Элиягу.
– Сам убил, а теперь хочешь и наследство получить? – ехидно поинтересовался пророк, а затем сообщил царю, что терпение Небес переполнилось и наказание ждёт суровое – истребление всей царской семьи. «Где псы лизали кровь Навота, псы будут лизать царскую кровь», – сказал пророк.
Впрочем, бурное и, по-видимому, искреннее раскаяние Ахава позволило отсрочить наказание – кара постигла всех наследников царя только после его смерти. Но прежде чем описывать кровавый конец этой династии, надо мысленно перенестись на место событий.

Город Изреель стоял в стратегической точке в центре Изреельской долины – одной из самых плодородных частей Израиля. Сельским хозяйством здесь занимались еще в каменном веке, а рядом испокон веков шла Великая дорога из Месопотамии в Египет, названная впоследствии римлянами Via maris – морской путь, поскольку дальше на юг она шла вдоль Средиземного моря. Центральную часть Изрееля вместе с древними стенами «хейхаль» ученые раскопали еще 20 лет назад, и сейчас исследования распространяются на соседние холмы.

В окрестностях Изрееля было обнаружено несколько десятков объектов древних времен, но особенный интерес ученых вызвал найденный совсем недавно большой – около 40 кв. м – комплекс сооружений для изготовления вина, включающий десятиметровый пресс, сток для виноградного сока, а также ёмкости для отстаивания и для брожения. Комплекс этот, согласно результатам исследований, опубликованных в последнем номере журнала Biblical Archeology Review, вплотную примыкал к «хейхаль» древнего города, а к северу от него расположено большое плодородное поле, земля на котором и ныне пригодна для выращивания винограда. Видимо, археологам удалось найти усадьбу библейского Навота, стоившую ему жизни и ставшую объектом рейдерского захвата.

Конечно, точно датировать каменный пресс для винограда сложно. Но по устройству он точно соответствует аналогичным виноградным прессам времен израильского царства. Впрочем, технологии виноделия оставались неизменными тысячелетиями, да и каждый конкретный пресс использовался веками. Твердо можно сказать, когда этот пресс использовался последний раз – в I веке н.э.

Однако весомым аргументом в пользу того, что найден именно библейский виноградник Навота, стало его расположение – с востока от укрепленного города. Почему это важно? После смерти Ахава царство унаследовал его сын Йорам, который вскоре был ранен в войне с вторгшимися арамейцами. Раненого царя доставили к царице-матери в Изреель. Оставшийся при армии военачальник Иегу, опираясь на слова пророка Элиши, фактически совершает государственный переворот, провозглашает себя новым царем и во главе войска отправляется на штурм Изрееля.

Библейская «Книга Царств» очень драматически описывает приближающегося на стремительной колеснице Иегу, испуганные возгласы охранников Йорама, а затем – цареубийство с последующим методичным убийством всех семидесяти принцев из рода Ахава. Царицу-мать Изевель тоже не пощадили – её скинули со стены и затоптали копытами лошадей.

Для нашего сюжета важно, что узурпатор Иегу прибыл в Изреель по уже упоминавшейся магистральной дороге с востока и застрелил Йорама из лука, немного не доехав до крепости. После чего велел сбросить тело убитого царя в виноградник Навота – во исполнение пророчества о псах, лижущих царскую кровь. Таким образом, понятно, что виноградник Навота располагался именно с той стороны от города, где ученые теперь нашли эту мощную виноградную давильню. Именно этот виноградный пресс должен стать памятником, к которому в обязательном порядке надо свозить всех сильных мира сего и учить: не бери чужого – плохо кончишь!

{* *}