Top.Mail.Ru

Весь хлеб – арабу

29.03.2018

Хуссейн Джабар – 52-летний араб из Абу-Гоша, который вот уже 21 год подряд покупает в канун Песаха у Государства Израиль за 140 млрд долларов весь хамец.

В праздник Песах евреям запрещено не только употреблять в пищу мучные и другие продукты и различные злаки, но даже владеть ими. Поэтому принадлежащий евреям хамец – так называется вся группа запрещенных в Песах продуктов – принято продавать на время праздника нееврею, которому доверяет община. Доверие – тут ключевой аспект, потому что в качестве хамца могут оказаться не только домашние запасы макарон, но и целые хлебобулочные комбинаты, государственные резервуары с пшеницей и пивные заводы.

Последние двадцать лет покупателем всего хамца в Израиле является Хуссейн Джабар. Стал он им после грандиозного скандала, случившегося в 1996 году. Тогда выяснилось, что предыдущий покупатель – известный арабский адвокат из Яффо, которому Государство Израиль на протяжении многих лет продавало хамец – на самом деле никакой не араб, а самый что ни на есть еврей. Узнал он об этом от своей матери, которая решилась раскрыть сыну тайну их происхождения только на смертном одре.

Надо было в спешном порядке искать нееврея, готового купить у государства все имеющиеся в его распоряжении мучные продукты и злаки. И тогдашний главный ашкеназский раввин Израиля г-н Исраэль Меир Лау вспомнил, что познакомился недавно в одном из иерусалимских отелей с симпатичным молодым арабом, работающим там в ресторане.

Хуссейн Джабар до сих пор работает в этом отеле и отвечает за закупку продуктов и товаров для кухни, но раз в году он направляется в Главный раввинат Израиля на встречу с министром финансов и обоими главными раввинами страны – ашкеназским и сефардским. И там, на встрече, между разговорами о погоде и шутками, которыми обмениваются участники, Джабар подписывает договор о намерении приобрести весь хамец Израиля за 500 млрд шекелей – это 142 млрд долларов по сегодняшнему курсу. И даже выписывает первый залоговый чек – правда, всего на 20 тысяч шекелей.

По окончании праздника Песах он снова является в Главный раввинат на встречу с раввинами и министром, в ходе которой заявляет, что не в состоянии выполнить условия сделки и просит ее отменить. Но в период праздника все зерно в элеваторах, вся мука на складах и весь хамец, который продали многочисленные комбинаты, пекарни, кондитерские и домохозяйства, находится в его ведении. И Джабар в дни праздника непременно делает символический объезд части своих «владений».

Традиция продажи хамца неевреям уходит корнями в далекое прошлое. В большинстве случаев всё заканчивалось хорошо, но случалось, что польские или украинские крестьяне злоупотребляли оказанным им доверием и «прикладывались» к проданным им продуктам.

Значимость сделки между Государством Израиль и Хуссейном Джабаром прекрасно понимают и в арабском мире. Тем более что сейчас речь идет о гораздо более крупных по стоимости активах, чем это было в Европе несколько столетий назад. Поэтому Джабар неоднократно получал от представителей арабских нефтяных держав предложения продать им попавший на неделю ему в руки весь еврейский хамец. Взамен, помимо денег, они предлагали ему дом и убежище. «Что мы будем делать с этим договором дальше – это уже наше дело», – говорили они ему. Но Джабар, к его чести, всегда отклонял подобные предложения. Он уверен, что, покупая хамец, вносит свой вклад в дело налаживания мирного сосуществования между евреями и арабами.

А раз в 7 лет Джабар становится самым крупным землевладельцем Израиля, так как под его ответственность передаются многие сельскохозяйственные угодья страны на период «шмиты» – седьмого года семилетнего сельскохозяйственного цикла, когда земля должна оставаться под паром и все работы на ней запрещены. При этом в Главном раввинате спокойны – чтобы не повторить ошибку, раввины досконально проверили родословную семьи Хуссейна Джабара.

{* *}